Актуализация возможностей проблемного обучения в начальной школе

дипломная работа

I.2. Дидактическое обоснование методов проблемного обучения

Теоретические положения и примеры сущности проблемного обуче-ния и его структуры должны быть связаны с такой важнейшей категорией дидактики, как методы обучения. Метод - средство реализации теории обу-чения в повседневной практике, основной инструмент в технологии процесса обучения.

В истории философии «метод» - это средство научного исследования (Ф. Энгельс), способ деятельности (Дж. Милль), правила, как действовать (И. Кант) и форма движения содержания (Г.-В. Ф. Гегель).

Польский педагог В.Оконь пишет: «Метод обучения - это систематически применяемый способ работы учителя и учеников, позволяющий ученикам овладевать наукой, одновременное умением исполь-зовать её на практике, а также развивать интеллектуальные способности и интересы» [48].

В более поздней литературе метод определяется как система регуля-тивных принципов практической или теоретической деятельности [25, 49].

Таким образом, дидактический метод - это система педагогических правил и регулятивных принципов диалектически взаимосвязанных и взаи-мообусловленных деятельностей учителя и учащихся, применяемая для ре-шения определённого круга задач и приводящая к достижению заданной ди-дактической цели [53].

Недостатки традиционных методов в том, что они далеки от того, что-бы их можно было охарактеризовать как «активные» методы и тем более «новые».

Выбор методов определяется педагогической теорией учения, которая обусловлена общественно значимыми целями и содержанием образования, и учитывает положения и принципы дидактики, включает систему приемов воспитательного воздействия на ученика.

Дидактическая система включает следующие принципы организации учебного материала и построения процесса проблемного обучения:

1) организовать основную часть учебного материла от общего к ча-стному, от принципа - к применению в порядке логического раз-вертывания исходных понятий в систему понятий данной науки;

2) начинать обучение с актуализации с помощью создания проблем-ной ситуации путём введения новой информации;

3) новые понятия и принципы вводить как через деятельность уча-щихся по решению учебных проблем, так и через объяснение их сущности;

4) добиваться усвоения понятий и способов умственной деятельно-сти путем применения соответствующих им знаковых систем (слов, формул, высказываний, схем) и образов через анализ ин-формации, решение учебных проблем и классификацию конкрет-ных объектов;

5) формировать у учащихся систему приемов и способов умственной деятельности для различных тиров проблемных ситуаций;

6) обеспечить ученика текущей информацией о результатах его соб-ственных действий, необходимой для оценки и самооценки;

7) предоставлять ученику необходимые источники информации и управлять ходом её анализа, систематизации и обобщения (извле-чение из неё новых знаний и способов деятельности). Характер изложения учебного материала учителем зависит от внут-ренних условий, которыми являются уровень проблемности усвоения знаний и уровень эффективности учения [57].

В соответствии с принципами организации процесса проблемного обучения и характером деятельности учителя и учащихся целесообразно вы-делять следующие общие методы обучения [2]:

1. Метод монологического изложения. В основе этого метода лежит монологическое изложение с применением вопросов (по М. Ф. Морозову) или размышляющее изложение (по Н. Г. Дайри).

2. Метод показательного изложения. Этот метод основан на сочетании монологического изложения с показом учащимся логико-психологических особенностей раскрытия сущности того или иного понятия в истории данной науки.

Соотношение этих двух методов зависит от содержания учебного ма-териала, от учебного предмета и дидактической цели урока. Создав проблем-ную ситуацию, учитель организует анализ учащимися фактического мате-риала, демонстрирует сам путь научного познания, заставляя учеников быть соучастниками научного поиска.

3. Метод диалогического изложения. Сущность диалогического метода изложения состоит в том, что, излагая материал, учитель привлекает уча-щихся к формулировке проблемы и к поиску путей её решения, к совместно-му выводу и «открытию» закона, правила и т. д. Учитель целенаправлено и систематически создаёт проблемные ситуации и управляет деятельностью учащихся, активно участвующих в анализе фактического материала, в его обобщении и формулировании выводов.

Здесь характерно сочетание репродуктивного и частично-поискового методов учения.

Диалогическое проблемное изложение как бы ступень для перехода к четвёртому способу организации обучения - к применению системы про-блемных вопросов, познавательных задач и бесед. В этих случаях сокращает-ся изложение новых знаний учителем, они приобретаются школьником в процессе самостоятельных работ.

4. Метод эвристического изучения представляет собой передачу ин-формации в форме беседы, задач и заданий.

Эвристический метод почти всегда выглядит как сочетание диалоги-ческого изложения учебного материала с систематической постановкой про-блемных и не проблемных задач и заданий. Характер сочетания такого изло-жения знаний с решением задач по разным учебным предметам и классам будет различен.

В отличии от диалогического метода при эвристическом изучении учитель побуждает учащихся самостоятельно решать учебную проблему в ходе дискуссии, беседы, выполнения самостоятельной работы. Применение эвристического метода при усвоении и закреплении новых знаний создает объективные условия, когда ученик не только систематически сталкивается с проблемой, но и решает ее под руководством учителя. Однако применение этого способа организации процесса учения не всегда возможно.

5. Метод исследовательского изучения. Учебный процесс организует-ся путём применения учителем системы теоретических и практических ис-следовательских заданий, характеризующихся высоким уровнем проблемности. Все этапы познавательного процесса учащиеся «проходят» самостоя-тельно, используя главным образом продуктивно-практический и поисковый методы учения [45].

Делись добром ;)