logo
Дальтон-технологии и их роль в литературном образовании старшеклассников

1.1 Педагогические приемы активизации самостоятельной деятельности учащихся на занятиях по Дальтон-технологии

1. Нестандартные формы занятий, предусмотренные в самой Дальтон-технологии: занятие-погружение, занятие-консультация, занятия-лекции, интегрированные занятия, проектные занятия, групповые и индивидуальные занятия.

2. Применение игровых форм занятий: ролевые, организационно-деятельностные, имитационные.

3. Применение системы проблемных ситуаций: ситуация-выбор, ситуация-неопределенность, ситуация-конфликт, ситуация-несоответствие, ситуация-неожиданность, ситуация-предложение, ситуация-опровержение.

4. Применение развивающих дидактических приемов.

· "Хочу спросить". Любой ученик может спросить педагога или товарища по поводу предмета разговора, получив ответ, он должен сообщить о степени удовлетворенности ответом.

· "Экспертная комиссия". Выделяется группа учащихся-помощников преподавателя на текущем занятии, которая выступает в качестве экспертов в спорных моментах.

· "Сообщи свое Я". Перед выполнением задания ученик сообщает свое мнение о способе выполнения чего-либо: "Я бы, пожалуй, сделал так …".

· "Для меня сегодняшнее занятие". В начале занятия высказывается личное ожидание от предстоящей работы. В конце занятия высказывается мнение о том, на сколько совпали ожидания и реальность.

· "Художественный образ". Выражение через рисунок, схему, символ своего отношения к проведенным занятиям или проделанной работе.

5. Применение методов мотивации и стимулирования самостоятельной деятельности учащихся.

· Эмоциональные методы: поощрение, создание ситуации успеха, свободный выбор заданий, удовлетворение желания быть значимой личностью.

· Познавательные методы: опора на жизненный опыт, создание проблемных ситуаций, выполнение творческих заданий, учет познавательных интересов.

· Волевые методы: информирование об обязательных результатах выполнения задания, формирование ответственного отношения, самооценка и коррекция своей деятельности, формирование рефлексивности, прогнозирование результатов и будущей деятельности.

· Социальные методы: развитие желания быть полезным, создание ситуаций взаимопомощи, поиск контактов и сотрудничества, заинтересованность в результатах коллективной работы, организация самопроверки.

1.2 Результативность применения и ограничения в использовании Дальтон-технологии

Основными критериями результативности Дальтон-технологии являются:

· познавательная самостоятельность ученика;

· стратегия поведения ученика в процессе взаимодействия с другими;

· уровень сформированности у школьника умений использовать научные методы познания (наблюдение, гипотеза, эксперимент).

В результате применения Дальтон - технологии в обучении учащихся основам организации и проведения проектной деятельности, достигаются следующие результаты:

· формируется умение обозначать и решать проблемы;

· формируется умение работать в команде, выстраивать отношения при взаимодействии с другими членами команды;

· формируется умение работать с информацией;

· формируется умение ставить цели и определять задачи;

· формируется ответственность за свои поступки;

· формируется умение осуществлять самостоятельно выбор и нести за него ответственность;

· формируется умение принимать во внимание интересы других людей.

Ограничения в использовании технологии

· Материальные условия. Например, для общения детей необходимы отдельные столы рабочие уголки. Рядом со столом учителя -- стулья для учащихся, которые ждут своей очереди к учителю. Необходимо также иметь источники информации в классе или библиотеке, открытые кабинеты с наглядными пособиями.

· Организационные условия. Важным является разработка вместе с детьми определённых правил: свободное передвижение по классу; задания и сроки выполнения должны быть поняты каждым учеником; регламентация входа и выхода из класса и т.д.

· Готовность учителя к изменению своих функций. Роль учителя заключается в том, чтобы создать условия и "охранять" процесс самостоятельности учащихся; стимулировать общение и сотрудничество в группах, в том числе и разновозрастных. Он должен передать часть полномочий самим учащимся, а главное -- часть ответственности за обучение.

· Недостаточная мотивация учителей, учащихся и их родителей на принятие этой технологии.

· Большие трудовые и временные затраты на разработку дидактических материалов, ориентированных на самостоятельную работу школьников.