1.1 Педагогические приемы активизации самостоятельной деятельности учащихся на занятиях по Дальтон-технологии
1. Нестандартные формы занятий, предусмотренные в самой Дальтон-технологии: занятие-погружение, занятие-консультация, занятия-лекции, интегрированные занятия, проектные занятия, групповые и индивидуальные занятия.
2. Применение игровых форм занятий: ролевые, организационно-деятельностные, имитационные.
3. Применение системы проблемных ситуаций: ситуация-выбор, ситуация-неопределенность, ситуация-конфликт, ситуация-несоответствие, ситуация-неожиданность, ситуация-предложение, ситуация-опровержение.
4. Применение развивающих дидактических приемов.
· "Хочу спросить". Любой ученик может спросить педагога или товарища по поводу предмета разговора, получив ответ, он должен сообщить о степени удовлетворенности ответом.
· "Экспертная комиссия". Выделяется группа учащихся-помощников преподавателя на текущем занятии, которая выступает в качестве экспертов в спорных моментах.
· "Сообщи свое Я". Перед выполнением задания ученик сообщает свое мнение о способе выполнения чего-либо: "Я бы, пожалуй, сделал так …".
· "Для меня сегодняшнее занятие". В начале занятия высказывается личное ожидание от предстоящей работы. В конце занятия высказывается мнение о том, на сколько совпали ожидания и реальность.
· "Художественный образ". Выражение через рисунок, схему, символ своего отношения к проведенным занятиям или проделанной работе.
5. Применение методов мотивации и стимулирования самостоятельной деятельности учащихся.
· Эмоциональные методы: поощрение, создание ситуации успеха, свободный выбор заданий, удовлетворение желания быть значимой личностью.
· Познавательные методы: опора на жизненный опыт, создание проблемных ситуаций, выполнение творческих заданий, учет познавательных интересов.
· Волевые методы: информирование об обязательных результатах выполнения задания, формирование ответственного отношения, самооценка и коррекция своей деятельности, формирование рефлексивности, прогнозирование результатов и будущей деятельности.
· Социальные методы: развитие желания быть полезным, создание ситуаций взаимопомощи, поиск контактов и сотрудничества, заинтересованность в результатах коллективной работы, организация самопроверки.
1.2 Результативность применения и ограничения в использовании Дальтон-технологии
Основными критериями результативности Дальтон-технологии являются:
· познавательная самостоятельность ученика;
· стратегия поведения ученика в процессе взаимодействия с другими;
· уровень сформированности у школьника умений использовать научные методы познания (наблюдение, гипотеза, эксперимент).
В результате применения Дальтон - технологии в обучении учащихся основам организации и проведения проектной деятельности, достигаются следующие результаты:
· формируется умение обозначать и решать проблемы;
· формируется умение работать в команде, выстраивать отношения при взаимодействии с другими членами команды;
· формируется умение работать с информацией;
· формируется умение ставить цели и определять задачи;
· формируется ответственность за свои поступки;
· формируется умение осуществлять самостоятельно выбор и нести за него ответственность;
· формируется умение принимать во внимание интересы других людей.
Ограничения в использовании технологии
· Материальные условия. Например, для общения детей необходимы отдельные столы рабочие уголки. Рядом со столом учителя -- стулья для учащихся, которые ждут своей очереди к учителю. Необходимо также иметь источники информации в классе или библиотеке, открытые кабинеты с наглядными пособиями.
· Организационные условия. Важным является разработка вместе с детьми определённых правил: свободное передвижение по классу; задания и сроки выполнения должны быть поняты каждым учеником; регламентация входа и выхода из класса и т.д.
· Готовность учителя к изменению своих функций. Роль учителя заключается в том, чтобы создать условия и "охранять" процесс самостоятельности учащихся; стимулировать общение и сотрудничество в группах, в том числе и разновозрастных. Он должен передать часть полномочий самим учащимся, а главное -- часть ответственности за обучение.
· Недостаточная мотивация учителей, учащихся и их родителей на принятие этой технологии.
· Большие трудовые и временные затраты на разработку дидактических материалов, ориентированных на самостоятельную работу школьников.
- Введение
- 1. Цели, принципы и формы реализации Дальтон-плана
- 1.1 Педагогические приемы активизации самостоятельной деятельности учащихся на занятиях по Дальтон-технологии
- 3. Применение Дальтон-технологии на уроках литературы: метод проекта как один из эффективных средств освоения курса литературы.
- 2. Разработка плана-конспекта урока с применением Дальтон-технологии
- Заключение
- 7. Дальтон-технология
- 2 Технологии начального литературного образования
- 3.3.2. Дальтон-технология
- Исходные теоретические позиции Дальтон-технологии
- Литературное развитие старшеклассников
- Критерии оценки результативности Дальтон-технологии:
- Дальтон-технология
- · Технология Дальтон-план
- 6. Дальтон-технология
- Дальтон-технология