1.1 Понятие обучения
Одно из ключевых употребляемых далее понятий модель обучения. Понятие -- модель обучения мы предлагаем в инструментальном значении как обозначение схемы или плана действий педагога при осуществлении учебного процесса, ее основу составляет преобладающая деятельность учащихся, которую организует, выстраивает учитель. Модель обучения состоит из верхнего яруса - это методы и формы обучения, отраженные в тематическом плане и нижнего яруса - педагогической техники, т.е. средств и приемов, с помощью которых будут реализованы дидактические методы и формы.
Географическое образование также закладывает основы пространственного мышления, формирует экологическую культуру личности, способствует формированию социальной позиции учащегося, развитию комплексного стиля мышления, формированию целостной картины мира. В силу указанных причин, в методике преподавания географии ведётся поиск построения учебного процесса, обеспечивающего эффективное решение возникших проблем.
Базовым основанием для разграничения моделей является заложенный в них в качестве основного ориентира характер учебной деятельности. Мы выделили два типа таких ориентиров:
а) следование заданным эталонам (т.е. репродуктивная деятельность, усвоение и воспроизведение учащимися фиксированных знаний и способов деятельности), что соответствует традиционным дидактическим целям обучения как усвоения предъявленных образцов. Классическим примером такой модели обучения является традиционный урок;
б) продуктивная, поисковая деятельность, направленная на создание учащимися нового продукта (прежде всего, интеллектуального, познавательного). В качестве дополнительных характеристик модели обучения выступают следующие: характер и последовательность этапов обучения во времени, характер взаимодействия учителя и учащихся (соотношение и характер ролей учителя и учащихся, типичные способы реагирования учителя на действия учащихся), характеристика ожидаемых результатов обучения (педагогическая направленность модели). Такими моделями образования являются: проектная деятельность, адаптивная модель обучения, эвристическая модель обучения и другие, в основании которых лежит принцип активного познания.
Как уже говорилось выше, современной школе необходимо внедрение инновационных моделей образования. Преподавание географии особенно остро нуждается в инновационных моделях обучения. Современным школьникам необходима мотивация к изучению «второстепенных» на их взгляд предметов, к числу таких предметов относят и географию. Инновационные модели образования призваны стимулировать познавательную деятельность учеников, в том числе и на уроках географии.
- Введение
- Глава I. Общая характеристика и понятия обучения
- 1.1 Понятие обучения
- 1.2 Сравнение инновационного и традиционного подходов к построению процесса обучения
- 1.3 Типы инновационных подходов
- 1.4 Личностно-ориентированные модели обучения
- Глава II. Активные формы обучения на уроках географии
- 2.1 Проектная деятельность
- 2.2 Адаптивная модель обучения
- 2.3 Эвристическая модель обучения
- 2.4 Модель разноуровневого обучения
- Заключение
- Урок - основная форма обучения географии
- 3. Характеристика форм организации процесса обучения школьной географии. Урок как, основная форма организации, эволюция урока, требования к современному уроку.
- Теория и методика обучения географии
- Теория и методика обучения географии
- Уровни познавательной деятельности и формы организации урока географии
- 122.Новые средства обучения географии. Формы организации обучения географии: урок, наблюдения, практические работы на местности, экскурсии.
- 1. Урок географии
- 2. Внеурочные формы организации обучения географии
- 3.1. На уроках географии