logo
Активные формы обучения на уроках английского языка

2.2 Методика применение различных игр на уроках английского языка

Игра, как известно, - основной вид деятельности ребёнка. Она является своеобразным общим языком для всех ребят. Одновременно игра - это инструмент преподавания, который активизирует мыслительную деятельность обучаемых, позволяет сделать учебный процесс привлекательным и интересным, оказывает эмоциональное воздействие на обучающих. Это мощный стимул к овладению языком.

По мнению психолога А.А.Леонтьева, мотивация, создаваемая игрой, должна быть представлена наряду с коммуникативной, познавательной и эстетической мотивацией. Всё это вместе взятое составляет мотивацию учения. Наиболее сильным мотивирующим фактором являются приёмы и методы обучения, удовлетворяющие потребности школьников в новизне изучаемого материала, в разнообразии выполняемых упражнений. Использование разнообразных приёмов обучения способствует закреплению языковых явлений в памяти, созданию более стойких зрительных и слуховых образов, поддержанию интереса и активности учащихся [14, c. 17].

Мы рассматриваем урок иностранного языка как социальное явление, где класс аудитория - это определённая социальная среда, в которой учитель и учащиеся вступают в определённые социальные отношения друг с другом, где учебный процесс - это взаимодействие всех присутствующих. Широкие возможности для активизации учебного процесса даёт использование ролевых и языковых (речевых) игр. Языковые игры способствуют активизации на занятиях, развивают их речевую инициативу. Игровая форма работы даёт возможность повторить и закрепить усвоенные лексические единицы и типовые фразы, разнообразить формы урока и поддерживать внимание учащихся на уроке. Игра служит средством повышения эффективности урока лишь тогда, когда она педагогически и методически целенаправленна. Необходимо постепенно вводить всё новые типы и виды игр, видоизменять и усложнять их содержание и материал.

Играя на уроках иностранного языка, ученики практикуются в речевой деятельности, которая благодаря этому автоматизируется и постоянно расширяется [15, c. 172].

Рассмотри примеры обучающих игр и игровых ситуации, используемые на уроках английского языка в средней школе.

С целью повышения качества знаний в области написании иноязычных слов используются орфографические игры. Часть игры рассчитывается на тренировку памяти учащихся, другие основаны на некоторых закономерностях в правописании слов. Подобные игры можно использовать при проверке домашнего задания. Например [16, c. 252]:

1) Заранее заготавливается комплект всех букв английского алфавита на карточках. На уроке карточки раздаются учащимся. Затем называется слово, например, `chalk`. Учащие имеющие карточки с названными буквами должны выйти к доске и встать таким образом, чтобы получилось названное слово.

2) Можно предложить учащимся разгадать чайнворд. Crossword.

Can you fill in the missing letters to find the English words?

1. ..a .. You grow it. (plant)

2. . a … It is opposite of small. (large)

3. a …. A man who acts in a play or in a film (actor)

4. . a … You wear it on your hand to know the time. (watch)

5. .. a ... It`s the same as `to go away` (leave)

3) Чтобы расшифровать английскую поговорку, русский эквивалент которой «Когда заговорили, спорить уже поздно», нужно вспомнить английский алфавит, так как каждая цифра обозначает номер буквы в английском алфавите. (1 - А, 2 - В, etc).

Например: 23,8,5,14,21,14,19; 19,16,5,1,11; 9,20; 20, 15,15; 12, 1, 20, 5; 20, 15; 1, 18,7,21,5;

Key: When guns speak it is to late to argue.

Например: «Не так страшен черт, как его малюют»

20, 8, 5; 4,5,22,9,12; 9,19; 14,15,20; 19,15; 2,1,4; 1,19,8,5; 9, 19; 16,1,9,14,20,5,4.

Key: The devil not so bad as he is painted.

Используются различные тематические игры и игровые ситуации на уроках. Например: Тема: «Дни недели» (Days of the Week)

Цель игры: Выучить название всех дней недели.

On Monday it is a sunny,

On Tuesday it is frosty,

On Wednesday I`m hungry,

On Thursday I`m thirsty,

On Friday I`m tired,

On Saturday and Sunday

I have a rest and watch TV,

And here comes next Monday.

Фонетические игры [17, c. 215]

Среди фонетических игр выделяются игры - загадки, игры - имитации, игры - соревнования, игры с предметами, игры на внимательность. При выработке произношения полезны следующие игры:

- The funny little clown

Стихотворения содержат некоторые упражнения, развивающие подвижность речевого аппарата.

I am funny little clown.

I say, `Ah {a:) - oo (ou) - ee (i) - oo`

My mouth is open wide

When I say `Ah, ah, ah`.

I draw my lips far back.

When I say`Ee, ee, ee`

My lips are very round.

When I say `Oo,oo,oo`

`Ah - oo- ee-oo`

`Ah - oo- ee-oo`

I am a funny little clown.

Работа над игрой состоит из двух этапов:

А) разучивание стихотворения с учащимися;

В) театрализация стихотворения.

- Какой звук я задумал? (игра - загадка)

Учитель называет цепочку слов, в которых встречаются один и то же звук. Отгадавший первым, получает право загадать свою загадку. Например: mother, father, daughter, teacher или fat, map, cap, sat, dad.

- Назови слово (игра с предметом)

Ведущий бросает по очереди ученикам мяч, называя слово, в котором этот звук слышится. Например: fat, map, cap, sat, dad или mother, father, teacher.

- Правда - ложь (игра на внимательность)

А) Учитель называет звуки, показывая на буквы и буквосочетания, а ученики должны обнаружить ошибку, если она имеется.

В) учитель показывает карточки звуков и называет их, а ученики должны поднять руку, если обнаружат ошибку, исправить её, назвав правильно.

- Скороговорка (игра - имитация)

Учащиеся пытаются произнести за учителем скороговорку, фразу, стишок на определённый звук. Например:

A black cat sat on a mat and ate a fat rat.

Или

Why do you cry Willy?

Why do you cry?

Why Willy, why Willy,

Why Willy, why?

Лексические игры

При обучении чтению целесообразно использовать игры на карточках, загадки, кроссворды, чайнворды, игры типа «Найди слово», «Найди пословицу».

- Secret Letters.

Слова, называющие животных. В них пропущены буквы. Учащиеся должны их вставить.

- Lottery.

Представители двух команд по очереди достают из коробки карточки с названиями предметов и помещают их под заголовками `Clothes`, `Shoes` или `Healthy and Unhealthy food`.

- Alphabetical Order. (A word puzzle.)

Если расположить буквы любого слова в алфавитном порядке, оно покажется вам довольно странным, даже если это слово вам очень хорошо знакомо. Можно организовать игру:

1. ABELT (You it at it)

2. ACHIR (You sit on it)

3. EFIR (You make it when you in camp and you cold)

4. ALMP (You switch it on when it is dark)

5. CEHLOST (You put it on when you go to the street)

6. ABHT (Do you like it hot or cold?)

7. CEHIKNT (A room where you cook dinner)

8. ADEGNK (A place where flowers and vegetables grow)

ANSWER: 1. table; 2. chair; 3. fire; 4. lamp; 5. clothes; 6. bath; 7. kitchen; 8. garden;

- What we wear

Учитель быстро называет слова по теме, а ученики закрывают картинкой названное слово. Учитель ходит по рядам и определяет, кто из ребят правильно и быстрее других выполнил задание.

a school uniform

shoes with high heels

jeans with a lot of pockets

a coat with big button

a T-shirt with red stripes

trainers

- Отгадайте кроссворд

Классная доска делиться на две части. Вверху каждой части учитель рисует кроссворд, внизу пишет предложения подсказки. Например:

U

N

D

E

R

1) My aunt is a doctor and me …… is an engineer.

2) This is a fork and this is a …..

3) We had English yesterday and we are going to have it ……

4) I know seven colors: red, yellow, blue, black, brown and ……

5) I don`t like washing with cold ……

(Answers: uncle, knife, today, green, water)

T

A

B

L

E

1) In my room there is a sofa, a wardrobe and a …….

2) Books, exercise - books and many other things are made of……

3) I go to ….. at nine o`clock.

4) There is an …. near the apple - tree.

5) In winter we like to ski and to …..

(Answers: table, paper, bed, apple, skate)

Представители двух команд по очереди вписывают нужные слова в клетки кроссворда. Выигрывает команда, первой решившая кроссворд и не сделавшая при этом ошибок.

- A chain of letters.

Сколько слов можно найти в этой цепочке?

CATCHAIREADDRESSPORTTHISIT

Игры с фразами [18, c. 62]

- Игра на внимание

Учитель быстро показывает классу картинки за картинкой и говорит, например: « I have got a bottle of milk». Учащиеся соглашаются; «Yes. You have got a bottle of milk». Иногда учитель «ошибается» и называет не то, что он показывает.

- What is it?

Играют две команды. Учитель приносит в класс «черный ящик», в котором находятся предметы. Это могут быть школьные принадлежности, игрушки, фигурки животных и т.д. Игроки обеих команд по очереди выходят к столу, и им предлагается потрогать предмет и ответить на вопрос : «What is it?».

Если ученик угадал предмет, его команда получает очко. «It is а…..»

Грамматические игры

- Множественное число (части тела) Plurals.

Учитель бросает мяч ребёнку, называя существительное (часть тела или что-то другое) в единственном числе. Ребёнок называет это существительное во множественном числе и бросает мяч учителю.

- Чепуха

Учитель называет предложения, которые не соответствуют действительности, например: «We wear school uniforms when we go to the theatre». Ученики поправляют фразы, которые «неправильны с их точки зрения»: «We do not wear school uniforms when we go to the theatre».

Игры для обучения чтению

- Compositor

Учитель пишет на доске слово, например «representative». Учащиеся составляют из букв данного слова новые слова, которые учитель или сами ученики записывают на доске. Например: present, nest, tea, part, test, art, sir, rat, ten, train, vase, sea, pie, pine, pet, pen, pan.

- Super secretary.

Класс делиться на две команды. По одному игроку выходят от каждой команды к доске и записывают под диктовку учителя предложения.

- Two first letters.

Учитель просит учащихся придумать слова, у которых первые две буквы одинаковы с написанным на доске слогом. Например:

Be sa

Beat saw

Been sat

Beast same

Bee sack

Belong salt

Игры для обучения аудированию [19, c. 318]

Хорошо известно, что речь является одним из важнейших средств общения. Общение можно осуществлять устно и письменно. Устная речь является средством осуществления двух видов деятельности - говорения и аудирования. Аудирование и говорение между собой тесно связаны, поэтому обучать аудированию невозможно без говорения, а говорению, без аудирования.

Обучению аудированию в играх приносит наибольший эффект, так как игра активизирует мыслительную деятельность, позволяет сделать учебный процесс более привлекательным и интересным, и трудности, возникающие при обучении, преодолеваются с наибольшим успехом и легкостью.

- Sit for sounds (Если слышишь - сядь)

Игра начинается стоя. Учитель просит играющих сесть, если они услышать слова, начинающиеся на определённый звук. Например:

`I am going to say 4 words. Sit down when you hear one that begins with the sound {t} as in TEN. Ready? DISH, VERY, THAT, TIDY …..`

Когда учащиеся перестают делать ошибки, можно проделать то же самое, но при этом поворачиваться к ним спиной. Они не могут видеть губы и догадаться, какой звук был произнесён.

- Please

Игру можно проводить после того, как учащиеся научились понимать и выполнять команды. Команд становиться всё больше и больше, и необходимо продолжать тренировку. На помощь приходит игра. По условиям этой игры ребята должны выполнять команды только в том случае, если ей предшествует слово «please». Например:

Stand up, please. Hands up, please. Hands on your shoulders, please. Hands on your knees, please. Hands on your hips. Oops. Sorry, but you are to sit down.

Ученик, сделавший ошибку выбывает из игры. Побеждает то, кто не сделал ни одной ошибки.

- Doing it quickly.

Несколько учащихся стоят спиной к классу. Остальные учащиеся по очереди быстро дают различные команды. Например:

Touch your nose.

Touch your shoes.

Turn round three time.

Shake hands with each other.

Draw a circle on the board.

Fold your arms.

Look out of the window.

Все учащиеся выполняют команды одновременно. Если кто-либо из учащихся делает ошибку, то выбывает из игры, и его заменяет ученик, дававший последнюю команду.

Игры для обучения говорению

- Снежный ком.

Очень распространённая игра. В центре стола разложены карточки с изучаемыми словами и выражениями. Один ученик берёт карточку, показывает её всем и употребляет данное слово или выражение. Учащиеся сидят по принципу в предложении. Второй ученик берёт вторую карточку и придумывает второе предложение, логически связанное с предыдущим.

1. I am Mike.

2. Nick is my friend.

3. He is ten years old ….. and so on.

- Tilly- Willy.

Это игра - забава. Забавное создаёт атмосферу игры, делает её увлекательнее. Учитель говорит: «I know a boy. His name is Tilly - Willy. He is very strange. He likes some things and hates others. His «like» and «dislikes» have something in common »

What are they?

- Who will say more.

Учитель, обращаясь поочерёдно к игрокам обеих команд, задаёт вопрос, например: «What is spring?»

Ученик, к которому обратился учитель , должен сказать несколько предложений на теме «Spring», например:

«Spring is a season. It comes after winter. It has three months. They are: March, April and May. It is not cold in spring. The sky is often blue. The trees are green. The grass is green, too»

Команда получает очко за каждое правильное составление предложение.

Смешанные игры [20, c. 42]

- Тема «Animals»

Узнайте лишнее слово и назовите его порядковый номер. Например:

1) Dog 2) Cat 3) Cow 4) Sheep 5) Cheetah (Cheetah, because …..)

2) Hunt 2) Hide 3) Write 4) Live 5) Run (Write, because ……)

3) Tiger 2) Cheetah 3) Zebra 4) Lion 5) Crocodile (Zebra, because …..)

Учащиеся должны объяснить свой выбор.

- Тема «Professions»

На доске написаны предложения:

She works with many people.

She talks a lot.

She fixes sinks and toilets.

She often has to work at night.

She writes a lot.

She comes to your house.

She works with water.

She needs a special uniform for her work.

(Teacher, plumber, doctor)

Один из учеников выходит из класса, а остальные договариваются, какую профессию выбрать. Когда он возвращается, его товарищи говорят по одному предложению, описывающему профессию, а ведущий пытается отгадать.

- Guess what is it?

Класс делиться на две команды. Ученик одной команды уходит из класса, тем временем вторая команда задумывает название предмета. Когда отгадчик возвращается, его команда помогает ему отгадать задуманное слово, подсказывая признаки предмета. Подсказки:

- It is white. We use it at every lesson. We write with it on the blackboard.

- It is a chalk.

Коммуникативные игры

Данные игры способствуют осуществлению следующих задач:

- научить учащихся выражать мысли в их логической последовательности;

- обучать учащихся речевой реакции в процессе коммуникации;

- развивать компенсаторные умения (умения при дефиците языковых средств выходить из трудного положения за счёт использования синонима, перифраза и т.д.)

- When I go to London.

Играющий начинает так:

-When I go to London, I shall take a suit-case with me.

Второй играющий:

-When I go to London, I shall take a suit - case and a camera with me.

- Guess who the great man is?

Водящий выходит из класса, а обучающееся задумывают имя какого - либо выдающегося человека. Водящий задаёт вопросы. Например:

- Is this a man or a woman?

- Is she/he a writer,(poet, actor, actress, singer)?

- Is she/he alive?

-In what country does/did he/she live?

- When was she/he born?

Если водящий задал определённое количество вопросов и не отгадал, что это за человек он выбывает из игры.

- Finish my story.

Учитель предлагает ученикам прослушать начало рассказа, например:

`Yesterday I was at home. I was writing for my friend John who promised to come, but he did not come. I was lonely and decided to go out. I put on my cap and jacket and went out into the yard. But as soon as I closed the door I heard a terribly cry. I turned round and saw……`

На самом интересном месте учитель останавливается и дает ученикам две - три минуты на обдумывание окончания рассказа.