1.1 Сущность и содержание активных форм обучения в современной школе
игровой форма обучение английский
Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирование активной позиции каждого учащегося в учебном процессе. Поэтому использование активных форм обучения является основой развития познавательной компетентности школьника.
Большую роль в становлении и развитии активных методов обучения послужили работы М.М.Бирштейн, Т.П.Тимофеевского, И.М.Сыроежина, С.Р.Гидрович, В.И.Рабальского, Р.Ф.Жукова, В.Н.Буркова, Б.Н.Христенко, А.М.Смолкина, А.А.Вербицкого, В.М.Ефимова, В.Ф.Комарова и т.д.
Активные познавательные способности формируются и развиваются в процессе познавательной деятельности. Когда ребёнок не просто слушатель, а активный участник в познавательном процессе, своим трудом добывает знания, -- эти знания более прочные [1, c. 115].
Таблица 1. Уровень усвоения информации в зависимости от формы обучения
Лекция |
5% |
|
Чтение |
10% |
|
Аудио-визуальный метод |
20% |
|
Демонстрация |
30% |
|
Групповые дискуссии |
50% |
|
Активное обучение |
70% |
|
Обучение других / немедленное применение |
90% |
Именно форма активного обучения -- это первая искорка, зажигающая факел любознательности. Учитель отказывается от авторитарного характера обучения в пользу демократического поисково-творческого. В качестве основных неоспоримых достоинств выступают высокая степень самостоятельности, инициативности, развитие социальных навыков, сформированность умения добывать знания, развитие творческих способностей. Чувство свободы выбора делает обучение сознательным, продуктивным и более результативным [2, c. 44].
В настоящий момент методы творческого проектирования, исследовательской работы больше ориентированы на средние и старшие звенья школьного обучения, в начальной школе распространены крайне мало. Между тем, учитывая безусловные достоинства проектного, исследовательского методов как формы активного обучения и возрастные возможности учащихся начальной школы, а также беря во внимание опыт работы, можно считать внедрение их в начальное звено школы реальным и целесообразным [3, c. 16].
Активные формы обучения - это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. В качестве основных неоспоримых достоинств выступают высокая степень самостоятельности, инициативности, развитие социальных навыков, сформированность умения добывать знания и применять их на практике, развитие творческих способностей. Чувство свободы выбора делает обучение сознательным, продуктивным и более результативным.
Они включают в себя следующие технологии: технология проблемного обучения, технология проектного обучения, игровые технологии, интерактивные технологии.
Эффективность использования того или иного развивающего активного метода во многом обусловлена позицией учителя, его направленностью на создание личностно-ориентированного педагогического пространства; демократическим стилем обучения, диалоговыми формами взаимодействия с детьми, знанием реальных возможностей учащихся. Также следует отметить необходимость системности в использовании активных форм, постепенного увеличения степени детской самостоятельности в учебно-познавательной деятельности, уменьшения различных видов учительской помощи. В использовании активных форм обучения важным является также последовательность. От недолговременных проектов, исследовательских заданий к долговременным, от личных проектов к групповым и общеклассным [4, c. 56].
Для продуктивной деятельности школьника, безусловно, требуется:
- сформированность ряда коммуникативных умений;
- развитие мышления учащихся;
- опыт оценочной деятельности.
В процессе применения активных форм обучения нужно выделять следующие этапы [5, c. 21]:
I этап. Мотивационный: учитель заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; ученики обсуждают, предлагают идеи.
Планово-подготовительный: определяется тема и цели проекта, формируются задачи, вырабатывается план.
II этап. Информационно-оперативный: ученики собирают материал, работают с литературой и другими источниками; учитель наблюдает, координирует, поддерживает, направляет, и сам является информационным источником.
III этап. Рефлексивно-оценочный: ученики представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и оценке результатов, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности.
Реализация принципа активности в обучении имеет определяющее значение, т.к. обучение и развитие носят деятельностный характер, и от качества учения как деятельности зависят результаты обучения, развития и воспитания школьников. Алгоритм активной познавательной деятельности школьников складывается из трёх основных «шагов»:
- выделение основных целей усвоения учебного материала;
- отбор содержания учебного материала, промежуточных выводов;
- определение познавательных действий и результатов деятельности в целом.
- ВВЕДЕНИЕ
- 1. Роль и значение активных форм обучения в учебной деятельности
- 1.1 Сущность и содержание активных форм обучения в современной школе
- 1.2 Общедидактические принципы использования активных методов обучения
- 1.3 Классификация форм обучения активизирующие познавательную деятельность школьников
- 2. Игровая деятельность как одна их форм активного обучения английскому языку в средней школе
- 2.1 Особенности использования игровой технологии на уроках английского языка
- 2.2 Методика применение различных игр на уроках английского языка
- 2.3 Эффективность использования игровой формы обучения на уроках английского языка
- 2.1. Воспитательная роль урока английского языка
- Тсо и современные информационные технологии на уроке английского языка
- Ролевая игра как средство создания мотивации к овладению иностранным языком на уроках английского языка в начальных классах
- Аудирование на уроках английского языка
- 1.2 Использование мультимедийных технологий на уроках английского языка
- 1.1 Особенности организации современного урока английского языка
- 1.1 Особенности организации современного урока английского языка
- Методика обучения английскому языку
- Использование компьютерной программы Reward InterN@tive в обучении английскому языку