logo
Cистема оценки результатов воспитания для управления школой

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность и значимость проблемы.

В определении задач развития современного образования и его реформирования приоритетное место занимают вопросы обеспечения его качества. В новых образовательных стандартах по-новому ставится проблема оценивания эффективности образовательного процесса и достижений школьника. Наиболее приоритетными направлениями реформирования системы образования являются:

развитие оценочной деятельности, охватывающей все большие стороны педагогического процесса;

разработка технологий и средств оценки качества образования;

моделирование систем оценки и управления качеством воспитательной деятельности.

Новый стандарт образования, кроме требований к предметным знаниям и умениям, содержит требования к личностным результатам освоения учащимися основной образовательной программы.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП ООО в контексте ФГОС выступает:

как самостоятельный и самоценный элемент содержания, обеспечивающий взаимосвязь между требованиями стандарта и образовательным процессом;

как средство обеспечения качества образования;

как регулятор образовательного процесса;

как фактор, обеспечивающий единство вариативной системы образования.

В современном школьном образовании особую значимость приобрела проблема оценки результатов личностного развития обучающихся

Среди исследователей нет единого подхода к определению уровней и критериев оценки воспитанности учащихся. В зависимости от состава и полноты формируемых качеств личности, ее направленности и нравственной позиции, выделяют: развитие нравственных чувств, отношений, устойчивых мотивов личности, мировоззрения (Е.В. Бондаревская, Е.Н. Шиянов); направленность личности (Л.И. Божович, З.И.Васильева, А.В. Зосимовский); отношение к обществу, труду, отдельным людям (В.А.Яковлев, А.С.Белкин); активную жизненную позицию (Т.Н. Мальковская, Н.Ф.Родионова).

Проблема оценки в разных своих аспектах получила отражение в трудах отечественных и зарубежных психологов, педагогов и методистов (Б.Г.Ананьев, Ю.К.Бабанский, П.П.Блонский, Дж.Брунер, Л.И.Божович, Л.С.Выгодский, Э.А.Голубева, А.Н.Леонтьев, И.Я.Лернер, А.Р.Лурия, М.Н.Скаткин, Д.Б.Эльконин, А.И.Липкина).

Система оценки результатов воспитания в современных условиях - необходимый и значимый управленческий механизм развития образования в школах. Существующий в реальной педагогической практике механизм оценки процесса воспитания характеризуется следующими недостатками:

отсутствием единых подходов пониманию «качества воспитания» и механизмов его отслеживания в реальной практике;

отсутствие согласованных индикаторов качества образования;

отсутствием контрольно-измерительных материалов, фиксирующих новое качество воспитания;

недостаточное использование научно обоснованных методик и статистически обработанных данных мониторинговых исследований в управленческой деятельности администрации школ.

Перечисленные недостатки практики воспитания приводят к проблеме исследования: отсутствие системы оценки результатов воспитания в школе, отвечающей современным требованиям, не позволяет принимать адекватные управленческие решения.

Ожидаемый результат исследования: система оценки, позволяющая отслеживать результаты воспитания и воспитательной деятельности для повышения качества воспитательного процесса.

Проблема определила тему исследования: система оценки результатов воспитания как ресурс управления школой.

ЦЕЛЬ: создание системы оценки результатов воспитания для управления воспитательной деятельностью школы.

ОБЪЕКТ: воспитательная деятельность в школе.

ПРЕДМЕТ: система оценки результатов воспитания для управления школой.

ЗАДАЧИ:

Определить содержание понятия результаты воспитания в школе

Определить диагностические методики для оценки результатов воспитания

Апробировать диагностические методики для оценки результатов воспитания

Определить логику построения системы оценки результатов воспитания в школе

Определить взаимосвязь между результатами и инструментами для воздействия на проблемные зоны воспитания.

Разработать рекомендации по использованию системы оценки результатов воспитания в школе при принятии управленческих решений.

ГИПОТЕЗА:

Действенно управлять воспитательной деятельностью ОУ, влиять на результаты воспитания возможно в том случае, если:

в ОУ работает система оценки результатов воспитания, которая включает методики оценивания результатов воспитания;

определен перечень инструментов для воздействия на выявленные при оценке проблемные зоны в результатах воспитания;

определена связь между результатами и инструментами для воздействия на проблемные зоны воспитания.

Методы исследования представлены тремя группами:

Методики оценивания результатов воспитания:

СПС сортировка предложенных суждений (Козырев Ф.Н.)

Социометрия (Дж.Морено);

Методы сравнительного анализа результатов и методов научных исследований по теме диссертации

Методы оценки самой системы:

Анкетирование (учащихся, учителей, родителей)

Опрос

Значимость исследования состоит в:

Определении комплекса диагностических методик оценки результатов воспитания и личностного развития школьника.

разработке системы оценки результатов воспитания как источника информации для управления образовательным процессом школы.

На защиту выносятся следующие положения:

система оценки результатов воспитания, включающая методики оценивания результатов;

перечень инструментов для воздействия на результаты воспитания;

взаимосвязь между результатами и инструментами для воздействия на проблемные зоны воспитания.