"Эстетическая пятиминутка" как организационная форма эстетического воспитания младших школьников в процессе обучения

дипломная работа

Выводы

Заключение

  • Литература
  • Приложение
  • Введение

    Проблема воспитания эстетической культуры человека поднимается в обществе, начиная с античных времен, и связывается с такими понятиями, как красота, гармония, искусство. Эстетическая культура представляет собой интеграцию духовного и чувственного мира человека, которая проецируется на отношение к природе, искусству, повседневной жизни, к другим людям. Эстетически развитый человек воспринимает красоту не только предметов искусства, но и природных явлений, человеческих отношений, научных теорий и т.д. Развитое эстетическое чувство делает личность человека индивидуально неповторимой, дифференцирует его внутренний мир и вместе с тем гармонически сочетает в нем духовные качества. Человек с развитым эстетическим чувством это человек творческого порыва, творческого отношения к жизни.

    Сегодня, когда все более остро встает вопрос о кризисе культуры и о засилье стандартной продукции масскульта, об уходе детей и подростков в виртуальное пространство, возрождение системы эстетического и художественного воспитания может стать одним из приоритетных направлений работы с подрастающим поколением [23]. Именно эстетическое воспитание обладает мощным потенциалом выработки у детей ценностного художественного отношения к окружающей их действительности, а, следовательно, умений радоваться красоте и гармонии природы, эмоционально откликаться на произведения искусства, передавать свое видение мира через создание собственных творческих продуктов.

    Современный человек живет в условиях быстро меняющегося мира, в связи с этим, вслед за известным специалистом в культурологии, автором учебника по эстетике Н.И. Киященко, можно говорить о повышенной требовательности к гармонизации всех взаимодействий человека с миром, которая может стать условием его самореализации и полноценной жизни. Такой гармонизации способствует приобщение индивида к образцам культуры и искусства с раннего возраста, которое начинается с развития способности восприятия и переживания воспринятого - первая ступеньки в эстетическом воспитании личности [36].

    Научить ребенка видеть прекрасное вокруг себя, взращивать эстетические потребности, обогащать эмоциональный мир, развивать творческие способности призвана система эстетического воспитания в школе. Благодаря целенаправленному и систематическому процессу эстетического воспитания личности младшего школьника с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать его, у него развивается ум и чувства, воображение, фантазия, улучшаются мыслительные, познавательные процессы, формируется мировоззрение. Ребенок становится более открытым к окружающему его миру и миру искусства. "Будущее человечества сидит сейчас за партой, оно еще очень наивно, доверчиво, чистосердечно. Оно целиком в наших взрослых руках. Какими мы сформируем их, наших детей, такими они и будут. И не только они. Таким будет и общество через 30 40 лет, общество, построенное ими по тем представлениям, которые мы у них создадим" [29, с.8].

    О неразвитости эстетического восприятия, проявляющейся в инфантильной доверчивости, убедительно писал А.С. Макаренко. Возникающие при этом зрительные впечатления, как отмечал выдающийся педагог, пробегают поверхностно по картине, не задевают личности, не вызывают мысли, не ставят никаких вопросов. Эта тенденция, подмеченная классиком педагогической мысли, проявлялась в недостатках не только умственного и личностного развития, но в неспособности к эвристическим действиям, что было подмечено и развито позднее учеными-педагогами ХХ века (С.Т. Шацкий, Л.С. Блонский и др.). Если мы хотим, чтобы сегодняшние дети не впадали в зависимость от компьютеров, телефонов и других гаджетов, а успешно социализировались и всесторонне реализовывались, следовательно, нам нужно обеспечить детям воспитание "активной доброты", сердечности, понимания, которое реализуется как путь через любование к сопереживанию, "через сопереживание к отзывчивости, через отзывчивость к активным социальным действиям" [29, с.10].

    Значительная роль эстетического воспитания в становлении личности ребенка требует определенных усилий от учителей, родителей, самих учащихся. Развитие эстетических потребностей трудно представить без регулярного общения ребенка с искусством. Однако, нередко в отдаленных от районного и областного центра школах у детей часто нет возможности посещать учреждения культуры, а возможности художественного, музыкального, хореографического и т.д. образования просто отсутствуют. Такие дети вынуждены каждый день ездить за десятки километров в соседние населенные пункты, чтобы получить знания по обязательным предметам, а дополнительное образование для них недоступно.

    Эстетическое воспитание учащихся сельской местности ограничивается рамками школьных предметов художественного цикла (изобразительная деятельность, технология, музыка), где дети в основном занимаются трудовой деятельностью и приобщением к искусству. Но так как в расписании уроков эти предметы, как правило, ставятся последними, то у школьников, живущих далеко от школы, пропадает и эта возможность посещать регулярно уроки музыки, изобразительной деятельности и технологии. Это обусловлено тем, что часто школьный автобус по разным причинам увозит школьников домой раньше, чем заканчивается последний урок [17, с.103].

    Восполнение пробела в школьной системе эстетического воспитания ложится на плечи учителя начальных классов. Творческому и заинтересованному в развитии эстетической воспитанности своего класса учителю приходится экспериментировать, находить новые пути решения данной проблемы [14].

    Одним из путей решения проблемы эстетического воспитания младших школьников в сельской школе может стать регулярное кратковременное приобщение детей к образцам искусства и культуры в рамках уроков по общеобразовательным предметам в форме "эстетических пятиминуток". "Эстетическая пятиминутка" это кратковременное погружение учащихся в процесс восприятия произведений искусства с последующими ответами на вопросы. Это форма организации дополнительного эстетического воспитания на уроках в начальной школе.

    "Эстетическая пятиминутка" может решить следующие задачи на уроке:

    - развивать способность видеть красоту;

    - обогащать эмоциональный мир ребенка;

    - повышать интерес к предметам искусства;

    - способствовать выработке ценностного отношения к красоте;

    - обучать умению осознавать и выражать свои чувства и эмоции

    Практическая необходимость решения задачи организации эстетического воспитания младших школьников в сельских школах явилась обоснованием актуальности выбора темы нашего исследования: "Эстетическая пятиминутка" как организационная форма эстетического воспитания младших школьников в процессе обучения".

    Объект исследования: эстетическое воспитание младших школьников.

    Предмет исследования: эстетическое воспитание младших школьников средствами организации "эстетической пятиминутки" на уроках в начальной школе.

    Цель исследования: определить методические особенности организации "эстетической пятиминутки" на уроках в начальной школе.

    В соответствии с указанной целью поставлены следующие задачи:

    1. раскрыть сущность и содержание эстетического воспитания школьников;

    2. выявить особенности эстетического воспитания младших школьников;

    младший школьник эстетическое воспитание

    3. определить общие методические требования к организации "эстетической пятиминутки" как формы эстетического воспитания в сельской начальной школе;

    4. определить актуальный уровень эстетического воспитания младших школьников;

    5. разработать фрагменты уроков с использованием "эстетической пятиминутки", обеспечивающей реализацию задач по эстетическому воспитанию младших школьников, и провести их на практике;

    6. проанализировать полученные результаты.

    Цели и задачи определили выбор методов исследования:

    1. Теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической литературы, интернет-источников по теме исследования, анализ понятийно-терминологического аппарата; моделирование фрагментов уроков с использованием "эстетических пятиминуток", направленных на реализацию задач эстетического воспитания младших школьников.

    2. Эмпирические: диагностика актуального уровня эстетической культуры младших школьников; анализ продуктов деятельности учащихся (творческие работы); апробация; анализ результатов апробации.

    Структура работы представлена введением, двумя главами, заключением, списком литературы, приложением.

    Практическая значимость:

    Наш опыт в использовании "эстетических пятиминуток" на уроках в начальной школе может быть полезен учителям начальных классов, реализующих эстетическое воспитание в сельских школах и школах, где нет возможности дополнительного образования.

    База апробации: МКОУ Карымская СОШ, 2 "а" класс.

    Глава 1. Теоретическое обоснование эстетического воспитания младших школьников

    1.1 Сущность и содержание эстетического воспитания школьников

    Проблема воспитания эстетических чувств волнует философов, психологов и педагогов со времен Платона и Аристотеля. Вплоть до наших дней представления о сущности воспитания эстетических чувств, его задачах, цели постоянно изменялись. Эти изменения о сущности воспитания эстетических чувств и способствовали появлению науки эстетики.

    Термин "эстетика" происходит от греческого aisthetikos чувствующий, чувственный. Согласно толковому словарю Ожегова "эстетика - философское учение об искусстве как особом виде общественной идеологии, посвящённое исследованию идейной сущности и форм прекрасного в художественном творчестве, в природе, в жизни" [30, с.889]. Эстетика философская дисциплина, изучающая природу всего многообразия выразительных форм окружающего мира, их строение и модификацию. Эстетика ориентирована на выявление общих понятий о чувственном восприятии выразительных форм реальности, может являть собой систему взглядов на искусство. В широком смысле это общее понятие о строении произведений искусства, процессе художественного творчества и восприятия, художественно-конструкторской деятельности вне искусства (дизайн, промышленность, спорт, мода), общие понятия эстетического восприятия природы [23].

    Научить человека эстетическому, чувственному восприятию природы, окружающей действительности, произведений искусства призвано эстетическое воспитание. Существует множество определений понятия "эстетическое воспитание".

    В философском словаре эстетическое воспитание определяется как "формирование восприимчивости человека к искусству и прекрасному, существующему в творениях человека и в природе. Искусство понимается при этом как нечто уже созданное и воспринимаемое в его данности" [37].

    Педагогика рассматривала вопросы эстетического воспитания личности с точки зрения интеграции эстетической культуры в общую культуру человека и предлагала различные трактовки и подходы к созданию системы эстетического воспитания. Значительный вклад в разработку теории и практики внесли такие советские педагоги, как А.В. Бакушинский, П.П. Блонский, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий, В.Н. Шацкая и др. Они пропагандировали систематическое развитие органов чувств и творческих способностей воспитанников в процессе творческой деятельности. Это дает им возможность наслаждаться красотой и создавать ее.

    Педагог-просветитель С.Т. Шацкий, работая над системой эстетического воспитания, внес значительный вклад в развитие теории воспитания различными видами искусства. Уделял большое внимание внешнему выражению внутренних переживаний ребенка (танцу, музыке, слову). В трудах В.Н. Шацкой, которая развивает идеи С.Т. Шацкого, прослеживается мысль о том, что эстетическое воспитание позволяет "воспринимать, чувствовать и правильно понимать прекрасное в окружающей действительности, в общественных отношениях, в природе и произведениях искусства. Это воспитание способности любить и ценить прекрасное и уметь отличать его от ложно-прекрасного" [41, с.4].

    В деятельности В.А. Сухомлинского вопросы эстетического воспитания занимали важное место. Он считал, что интеллектуальное развитие человека невозможно без тонкости чувств, переживаний, эмоционально-эстетического отношения к окружающим и к самому себе. Размышляя о целях эстетического воспитания, он писал: "Для меня главной была установка на воспитание способности эмоционально относиться к красоте и потребности впечатлений эстетического характера. Важную цель всей системы воспитания я видел в том, чтобы школа научила человека жить в мире прекрасного, чтобы он не мог жить без красоты, чтобы красота мира творила красоту в нём самом" [38, с.61].

    В следующие годы над проблемами эстетического воспитания работали такие ученые, педагоги, психологи как Д.Б. Кабалевский, Е.В. Квятковский, Б.Т. Лихачев, А.А. Мелик-Пашаев, Б.М. Неменский, М.М. Рубинштейн, В.А. Сластенин и др. Они определили и конкретизировали принципы, функции, содержание и формы эстетического воспитания и образования, связь эстетического воспитания с творческой деятельностью, на основе которой развивалась современная система эстетического воспитания.

    Интересными представляются взгляды А.А. Мелик-Пашаева. Он призывает понимать под эстетическим воспитанием не развитие у школьника отдельных качеств и способностей, а становление целостной личности на основе ее эстетического опыта. Так, он пишет, что "понятие "эстетическое воспитание", с одной стороны, связано в нашем сознании с искусством, с другой предполагает что-то более широкое, не специальное, всеобщее по своему значению" [25]. То есть, за всяким фактом творчества в любом виде искусства особое отношение человека к жизни не к искусству, а именно к "действительности, еще не преобразованной ничьим художественным творчеством".

    Это особое отношение человека к действительности и следует называть эстетическим отношением, и воспитывать в учащихся с первых лет обучения.

    Эстетическое отношение к жизни, в силу своей универсальности, потенциально свойственно каждому человеку, характеризует его как личность в целом и не предполагает обязательной причастности к искусству как профессии. Однако это качество является психологической первоосновой художественно-творческой одаренности человека. Оно ведет человека в искусство, к художественному освоению мира, находит в нем свое наиболее полное выражение. Отсюда художественная культура человечества является концентрацией эстетического отношения человека к миру. Поэтому именно приобщение к искусству является наиболее эффективным средством привития каждому человеку эстетического отношения к жизни.

    По мысли педагога-исследователя А.А. Мелик-Пашаева, развитое эстетическое отношение к действительности - это неисчерпаемый источник художественных содержаний. Оно мотивирует человека к постоянному сохранению и разделению с другими людьми того видения очеловеченного мира, которое открывается благодаря непосредственному переживанию единства и родства с ним а тем самым выразить свою собственную неотчужденность от окружающей действительности. А для этого необходимо создать чувственно воспринимаемый образ (живописный или словесный, музыкальный или пластический), адекватный данному содержанию [25].

    Это придает особый характер всем психическим процессам: пробуждает и стимулирует работу воображения, которое выступает, как способность создать образ, выражающий необразное содержание эстетического переживания, тем самым вообразить его; придает избирательную направленность восприятию, памяти; сообщает творческий характер тем специальным знаниям, умениям и навыкам, которыми человек обладает, и побуждает вырабатывать новые, поскольку они необходимы для воплощения замыслов, и т.д. Такое понимание эстетического отношения позволяет обосновать понятие общих художественных способностей, главнейшей из которых является эстетическое отношение к действительности, представляющее собой как бы единый корень всех видов художественного освоения мира. То есть, эстетическое отношение к миру это художественное в каждом человеке и общечеловеческое в профессионале-художнике [25].

    В настоящее время исследование вопросов эстетического воспитания продолжается в трудах отечественных педагогов и психологов, таких как В.Н. Клепиков, А.А. Адаскина, Т.И. Пагута, И.М. Мамедова. Они говорят о эстетическом воспитании, как о целенаправленном и систематическом процессе позитивного воздействия на личность ребенка. К тому же, в последние годы значительно возросло внимание к проблемам теории и практики эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, т.е. как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности [11, с.223]. Эстетическая культура является одним из важнейших факторов социального развития, фактором совершенствования всего учебно-воспитательного процесса.

    Как отмечает И.М. Мамедова, кандидат педагогических наук, эстетическое воспитание - это воспитание способности восприятия и правильного понимания прекрасного в действительности и в искусстве, воспитание эстетических чувств, суждений, вкусов, а также способности и потребности участвовать в создании прекрасного в искусстве [24, с.791].

    Доктор педагогических наук Г.А. Петрова дает определение эстетическому воспитанию как системы: "Эстетическое воспитание - система, направленная на всестороннее формирование и развитие личности, под влиянием совокупности эстетических воздействий, осуществляемых последовательно и в тесной связи с другими сторонами воспитания" [33, с.104].

    Интерес для нашего исследования составляют взгляды В.Н. Клепикова, ведущего научного сотрудника Института социальной педагогики Российской академии наук.

    В.Н. Клепиков рассматривает эстетическое воспитание как составную часть эстетического образования: "Эстетическое образование (в широком смысле) включает в себя и обучение, и развитие, и воспитание. Благодаря обучению, учащиеся осваивают систему эстетических знаний (понятия, значения, законы, принципы и т.п.). В ходе воспитания эти знания насыщаются эстетическими смыслами и перерастают в ценности, значимые для внутреннего мира учащегося. В процессе развития ценностно-значимые знания распределяются, комбинируются и проектируются в соответствии с возрастом учащегося в зоне их ближайшего восхождения и в соответствии с выбранным личностным идеалом или идеалами" [15, с.91].

    Определение, данное В.Н. Клепиковым, мы выразили схематично (рис.1).

    Рис.1. Эстетическое образование

    Нужно отметить, что на сегодняшний день накопился значительный опыт психолого-педагогических исследований, которые доказывают необходимость и возможность эстетического воспитания личности.

    Рассмотрев и проанализировав взгляды различных мыслителей на эстетическое воспитание личности, можно отметить такие важные положения, как: постоянный интерес со стороны ученых к вопросам эстетического воспитания; значимость систематического взаимодействия детей с преподавателем, произведениями искусства, природой; понимание под эстетическим воспитанием не развитие у школьника отдельных качеств и способностей, а становление целостной личности на основе ее эстетического опыта; включение эстетического воспитания в понятие эстетического образования [25]. При этом эстетическое образование рассматривается как способ приобщения человека к эстетической культуре.

    В современном школьном образовании нередко отождествляют эстетическую культуру и художественную культуру. Однако их следует различать. Данные понятия имеют разные объемы. Понятие эстетической культуры шире понятия художественной культуры, поскольку включает в себя кроме ценностей искусства еще и эстетические проявления реальной жизни людей во всех нехудожественных сферах их деятельности. Художественная культура берет во внимание все то, что связано с миром искусства, а эстетическая культура берет во внимание проявления реальной и повседневной жизни людей. При этом художественная культура - высший этап развития эстетической культуры, закономерно венчающий ее [15, с.90-91].

    Формирование эстетической культуры начинается с первых дней жизни человека и продолжается на протяжении всей его жизни. Вслед за В.П. Клепиковым можно схематично представить основные уровни становления эстетической культуры (рис.2).

    Рис.2. Основные уровни становления эстетической культуры

    Школьник может остановиться на первом уровне общего эстетического образования, но может продвигаться дальше, развивая свой творческий потенциал для создания собственных эстетических и художественных продуктов.

    Таким образом, эстетическое воспитание сегодня можно понимать, как необходимую составляющую эстетического образования человека, позволяющего повышать уровень эстетической культуры, которая необходима для целостного становления и гармоничного развития личности. На это направлена система эстетического воспитания в школе.

    1.2 Особенности эстетического воспитания младших школьников

    Для успешного формирования эстетической культуры учащихся, на которую направлен процесс эстетического воспитания в школе, необходимо соблюдать основные требования:

    - определение компонентов эстетической культуры личности (эстетического восприятия, чувства, оценки, вкуса, потребности, деятельности) становится основой для выявления педагогических средств их развития;

    - в процессе развития компонентов эстетической культуры личности младшего школьника, учитываются особенности возраста (наглядно-образное мышление, высокая эмоциональная восприимчивость, гибкость воображения, предрасположенность к творчеству);

    - выбор содержания, методов, средств обучения младших школьников, которые являются факторами формирования у детей способности чувствовать и воспринимать эстетические ценности [32, с.792].

    Что касается первого требования, то эстетическая культура включает в себя:

    1. эстетические ценности, которые осваиваются в процессе обучения, воспитания и развития;

    2. эстетические установки и потребности (способности, восприятие, переживание, отношение, чувство, вкус, оценка, идеал);

    3. целенаправленную деятельность и творчество (переоткрытие прежних и создание новых эстетических и художественных ценностей в различных видах человеческой деятельности, в том числе в искусстве);

    4. образовательное пространство, способствующее погружению учащегося в "мир эстетики" (атмосфера, среда, аура, обстановка, окружение) [15, с.92].

    Данные компоненты следует учитывать, выстраивая систему эстетического воспитания школьников.

    Второе требование учитывается при подборе предметов искусства для восприятия, составления заданий, стимулирующих эмоциональные переживания, способствующих развитию воображения, творческих способностей. "С психологической точки зрения младшие школьники очень эмоциональны и очень отзывчивы на любые проявления прекрасного и безобразного. Он отличается поразительной целостностью сознания, которое не отделяет его от мира, не противопоставляет его миру, не знает субъектно-объектной рефлексии. Ребенок оказывается художником по строю своей души. Поэтому важно использовать эмоциональную отзывчивость ребенка для его эстетического и этического развития" [15, с.95].

    Согласно третьему требованию система эстетического воспитания младших школьников должна строиться на интересном для этого возраста содержании, включать в себя действенные методы и средства обучения с точки зрения привития эстетических ценностей, выработки эстетических установок и потребностей, включения детей в творческую художественную деятельность, насыщая при этом образовательное пространство предметами искусства.

    Вслед за А. Дубасенюк, мы считаем, что "система эстетического воспитания это целенаправленный, организованный процесс художественно-эстетического образования, развития, воспитания детей, построенный на основе совокупности методологических принципов, психолого-педагогического обоснования методических документов, обеспечивающих осуществление в неразрывной связи с эстетическим воспитанием личности, ее моральное и трудовое развитие". Мы согласны с А. Дубасенюк, что функционирование системы эстетического воспитания эффективно будет осуществляться тогда, когда она будет действовать не изолированно, а включаться в комплекс всей учебно-воспитательной работы и осуществляться под целенаправленным педагогическим руководством [32].

    Подтверждение комплексного подхода к эстетическому воспитанию младшего школьника мы находим у Б.М. Неменского, который отмечал, что "система эстетического воспитания и развития личности будет работать эффективнее, если она будет, прежде всего, единой и объединяющей все предметы, все внеклассные занятия, всю общественную жизнь школьника, где каждый предмет, каждый вид занятия имеет свою четкую задачу в деле формирования эстетической культуры и личности школьника" [29, с.93].

    К особенностям выстраивания такой системы для младших школьников можно отнести:

    1. Встраивание эстетического воспитания в процесс интенсивного формирования отношений учащегося к миру, которые постепенно превращаются в свойства личности.

    Научить ребенка видеть прекрасное вокруг себя, в произведениях искусства, в природе это значит положить задел долгосрочному процессу эстетического воспитания личности. Именно с этого и начинают педагоги начальной школы, заинтересованные в выращивании поколения, трепетно относящегося к красоте [29, с.8].

    2. Согласование эстетического воспитания с изменениями, происходящими в сфере познавательных процессов школьника.

    Для младшего школьного возраста ведущей формой знакомства с эстетическим идеалом является детская литература, мультипликационные фильмы и кино. Огромное влияние на эстетическое развитие личности младшего школьника оказывают поэтические и кинематографические произведения.

    Книжные, мультипликационные или герои кино, будь то люди, звери, или фантастические вымышленные существа, наделенные человеческими качествами, являются носителями добра и зла, милосердия и жестокости, справедливости и лживости. В меру своего понимания маленький ребенок становится приверженцем добра, симпатизирует героям, ведущим борьбу за справедливость против зла. "Это уже, безусловно, формирование идеала как части мировоззрения в той своеобразной форме, которая позволяет малышам легко и свободно войти в мир общественных идеалов. Важно только, чтобы первые идеальные представления ребенка не оставались на уровне лишь вербально-образного выражения. Надо постоянно, всеми средствами побуждать детей к тому, чтобы они в своем поведении и деятельности приучались следовать любимым героям, реально проявляли и доброту, и справедливость, и способность изображать, выражать идеал в своем творчестве: стихах, пении и рисунках" [1, с.135].

    3. Систематическое воздействие на эмоциональное отношение младшего школьника к миру. Ребенок, получающий на первой ступени эстетического образования систематические духовно-нравственные, художественные и эстетические представления, даже если он потом не станет музыкантом, художником, литератором, на всю жизнь приобретет гибкость мышления, открытость миру прекрасного, доброту, восприимчивость к нравственным ценностям.

    4. Единство всех предметов, внеклассных занятий, общественной жизни младшего школьника с точки зрения эстетической значимости. Не смотря на то, что в ФГОС НОО эстетическое воспитание школьников заложено на уроках изобразительного искусства, обучать детей восприятию произведений искусства, окружающей действительности и быта можно и на других уроках. Основное направление этой работы состоит в практическом ознакомлении учащихся с различными видами искусства, приучении их к эстетическому восприятию и простейшим эстетическим суждениям. Мы уверены, что каждый предмет в школе может эстетически воспитывать. "Любой урок, в котором все органично, целесообразно и гармонично, эстетичен" [11, с.96]. И в достижении этой цели учителю помогают информационно-коммуникационные технологии. С их помощью учитель может познакомить учащихся с произведениями архитектурного, художественного и музыкального искусства, которые находятся в разных уголках планеты, совершить с ребятами путешествие вокруг света и показать им всю необъятную красоту природы и окружающей действительности.

    Чтобы добиться желаемых результатов, учителю приходится пробовать, экспериментировать, искать что-то новое инновационное. Ему самому просто необходимо меняться, повышать свой уровень эстетической культуры, заняться эстетическим самовоспитанием, расширять круг своих интересов, свой кругозор "залогом к достижению учителем высокого эстетического уровня взаимодействия с учащимися служит собственный достигнутый уровень эстетической культуры" [15, с.95]. Таким образом, можно сделать вывод, что период младшего школьного возраста значим тем, что эстетические взгляды, идеалы, познавательные интересы, а также целостное отношение к миру у обучающихся находятся в процессе становления и поддаются воздействию педагога. Кроме этого, учащиеся в младшем школьном возрасте эмоционально восприимчивы и отзывчивы, что является основанием привития нравственных, духовных ценностей через переживание красоты, неповторимости мира. Учителям в школе следует находить возможность воспитания обучающихся эстетически в рамках любого предмета, а также во внеучебной деятельности способствуя выработке целостного эстетического отношения к действительности. Педагоги способны не только основать прочный фундамент эстетически развитой личности, но и посредством эстетического воспитания заложить подлинное мировоззрение человека. Ведь именно в раннем школьном возрасте формируется отношение ребенка к миру и происходит развитие сущностных эстетических качеств будущей личности.

    1.3 "Эстетическая пятиминутка" как организационная форма эстетического воспитания в сельской начальной школе

    Основываясь на необходимости систематической работы по эстетическому воспитанию с одной стороны, и отсутствием для этого необходимых условий, связанных с отдаленным проживанием детей из сельских школ от культурных центров и необязательным посещением ими уроков ИЗО, музыки, с другой стороны, мы предположили, что такая форма работы, как "эстетическая пятиминутка" могла бы помочь подняться на первую ступень эстетического развития, а именно, научить детей воспринимать произведения искусства. К достоинствам такой формы можно отнести ее регулярность, универсальность то есть совместимость с любым предметом, краткость по времени, легкость в использовании.

    Форма эстетической пятиминутки является аналогией физкультминутки, которая используется для переключения учащихся на другой вид деятельности, повышения работоспособности, снятия усталости. "Эстетическая пятиминутка" это кратковременное погружение учащихся в процесс восприятия произведений искусства с последующими ответами на вопросы. "Эстетическая пятиминутка" проводится в течение пяти минут. Важно вписать проведение "эстетической пятиминутки" в изучаемый или изученный материал. Тогда сохраняется логика урока и происходит необходимая смена деятельности.

    "Эстетическая пятиминутка" включает в себя:

    · установку на восприятие произведения искусства;

    · презентацию произведения искусства для восприятия;

    · ответы на вопросы;

    · обмен впечатлениями об увиденном и услышанном.

    Целью проведения "эстетической пятиминутки" является развитие у ребенка способности воспринимать, чувствовать красоту окружающего мира, искусства, а также умений формулировать чувства, вызываемые красотой.

    Задачи использования "эстетической пятиминутки":

    - обогащать эмоциональный мир ребенка;

    - развивать способность видеть красоту;

    - повышать интерес к предметам искусства;

    - способствовать выработке ценностного отношения к красоте;

    - пробуждать чувство прекрасного;

    - обучать умению осознавать и выражать свои чувства и эмоции.

    Функции:

    - формирование представлений о произведениях искусства, красоте;

    - обучение навыкам восприятия сюжета, цвета, настроения произведений искусства;

    - развитие эмоционально - чувственной реакции на произведение искусства;

    - привитие эстетического вкуса.

    "Эстетическая пятиминутка" будет успешно составлена и проведена при условии соблюдения общих методических требований к ее организации и проведению.

    Общие методические требования к использованию "эстетической пятиминутки" на уроке:

    - учет возрастных особенностей учащихся;

    - соблюдение временного отрезка - 5 минут;

    - наличие материалов для восприятия (иллюстрации, репродукции картины, скульптуры);

    - привязка содержания пятиминутки к содержанию и задачам урока, на котором она проводится;

    - соблюдение последовательности проведения пятиминутки, ее структуры;

    - поощрение детей к выражению своих чувств, эмоций, впечатлений.

    Проведение пятиминутки должно быть эмоциональным, интересным и запоминающимся. Во время контрольных и проверочных работ пятиминутку проводить не стоит. "Эстетические пятиминутки" проводятся на занятиях как необходимый кратковременный отдых, который снимает напряжение и эмоциональную усталость от урока. Перерыв в работе и смена вида деятельности необходимы для младших школьников.

    Структура "эстетической пятиминутки":

    1. формулировка установки на восприятие произведения искусства учителем;

    2. презентация произведения искусства;

    3. обмен впечатлениями от представленного материала;

    4. ответы на вопросы.

    При отборе произведений искусства необходимо отталкиваться от учебного материала, чтобы предъявляемые картины вписывались в урок, также нужно учитывать эстетическую ценность произведений искусства, которая подтверждается размещением картин в известных музеях, галереях. Учитель может руководствоваться и своим эстетическим вкусом. Под произведением искусства мы понимаем объект, обладающий эстетической ценностью; материальный продукт художественного творчества (искусства), сознательной деятельности человека - картины известных художников, скульптуры [37].

    Произведения искусства включает в себя:

    - произведения изобразительного искусства (живопись, декоративно-прикладное искусство, скульптура, фотография и другие);

    - художественные литературные тексты (романы, повести, рассказы и т.п.);

    - архитектурный или ландшафтный дизайн;

    - музыкальные композиции и импровизации;

    - театральные постановки;

    - балетные или оперные постановки;

    - кинематограф; мультипликацию;

    - также все объекты, в первую очередь представляющие интерес с точки зрения своих художественных достоинств [37].

    Для проведения "эстетической пятиминутки" в начальной школе мы преимущественно используем живопись, музыкальные композиции, мультипликацию, архитектурный дизайн в виде 3-D макетов.

    Для презентации живописи, мультипликации, музыкальных композиций необходимы компьютер и проектор или репродукции, которые можно найти в приложениях к журналам, в специальных альбомах, книгах. Желательно учителю иметь собственную, постоянно пополняемую коллекцию таких репродукций, 3-D макетов, музыкальных композиций.

    Отбор данных произведений искусств осуществляется по следующим критериям:

    - наличие данных произведений искусства в музеях мира;

    - авторы данных произведений известны и признаны в нашей стране и за рубежом;

    - произведение должно быть понятно детям: изображение можно описать, музыкальные инструменты услышать, макет рассмотреть и потрогать, героев мультфильмов узнать;

    - произведения вызывать эстетическое удовольствие;

    - содержание должно соответствовать возрасту детей.

    Грамотно организованная "эстетическая пятиминутка" может обеспечить базовое умение в художественно-эстетическом развитии ребенка воспринимать произведения искусства, поможет открыть, обогатить и выразить свой эмоциональный мир, привьет вкус к искусству и красоте.

    Делись добром ;)