Введение
Растущие материально-технические потребности опережают сегодня процессы социальной и психологической зрелости людей, их способность к ведению диалога, культуре коммуникаций, активному самопознанию и самовыражению. В связи с этим сегодня изменяются характер и функции профессионального образования: оно должно не только передать знания, сформировать умения, но и развить способности к самоопределению, подготовить будущих специалистов к самостоятельным действиям, научить нести ответственность за себя и свои поступки.
Качественно меняется и характер взаимодействия преподавателя и учащихся. Учащийся становится не столько объектом обучения, сколько субъектом этого процесса, а педагог - его организатором. Происходит переход от обучения фактическим знаниям к осмыслению событий, обретению навыков и применения в жизни того, что накоплено при обучении. Ставятся задачи по осуществлению поворота от массового обучения к индивидуальному подходу, развитию творческих способностей будущих специалистов, совершенствованию навыков самостоятельной работы, которые опираются, прежде всего, на активные формы и методы обучения. Это подводит к необходимости рассмотрения содержательных процессов взаимодействия, осуществляемых в системе образования [1].
В основе таких процессов лежат: формирование высокой психологической культуры преподавателя, развитие его способности к ведению диалога с учащимися, создание открытого образовательного пространства, способного обеспечить творческий рост каждого ученика. Способность педагога раскрыть внутренние резервы учащегося, используя в обучении активные методы, может обеспечить конструктивные изменения в образовательном процессе, помочь молодому человеку оценить свои способности и возможности, правильно определить свое место в жизни и открыть ему пути для осуществления полноценной профессиональной карьеры.
Данная проблема позволила выявить следующие противоречия между:
· потребностями современного рынка труда в инициативных работниках и недостаточным уровнем личностной и профессиональной активности школьников;
· большим количеством учебной информации и невысокой эффективностью ее усвоения;
· высоким уровнем педагогических задач и слабой мотивацией на обучение у учащихся.
В ходе анализа традиционно сложившихся форм, методов и средств организации и проведения занятий в учебных заведениях показывает, что в педагогическом процессе в основном преобладает репродуктивность при восприятии и усвоении информации. Вместе с тем, активная жизненная позиция школьников должна формироваться активными методами обучения. Современные научные исследования в этой области образования открывают перед педагогом широкий выбор теоретических и практических возможностей.
Проблемами активных методов обучения занимались А.А. Бодалев, М.Н. Гарунов, А.А. Вербицкий, П.Б. Гребенюк, Г.И. Ибрагимов, Е.А. Литвиненко, В.Я. Платонов, В.В. Подиновский, В.И. Рыбальский и др. Социально-психологический аспект активных методов обучения нашел свое отражение в работах Ю.Н. Емельянова, В.П. Захарова, Г.А. Ковалева, С.И. Макшанова, Л.А. Петровской [2].
В основу всех современных форм и методов активного обучения заложен деятельностный подход, раскрытый в трудах Н.Я. Гальперина, А.Н. Леонтьева, Н.Г. Салминой, Н.Ф. Талызиной и др., который предполагает максимально возможное включение учащихся в различные виды самостоятельной познавательной деятельности через систему заданий с помощью специально созданных средств обучения.
Поиск путей решения проблемы определил выбор темы исследования: "Активные методы обучения как средство повышения познавательного интереса школьников
Многие ученые считают, что формирование познавательных интересов является главным условием развития творческой личности учащихся (Л.С. Выготский, Н.Ф. Талызина, С. Аренова и др.). Успешное овладение познавательной деятельностью напрямую зависит от сформированности познавательных интересов у учащихся.
Объект исследования: целостный педагогический процесс школы
Предмет исследования: формирование познавательных интересов школьников посредством активных методов обучения.
Новизна исследования заключается в обосновании целесообразности применения активных методов обучения с целью формировании познавательных интересов школьников.
Теоретическая значимость данной работы заключается в обобщении и систематизации данных о влиянии активных методов обучения на развитие познавательных интересов школьников.
Практическая значимость: разработка методических рекомендаций по применению активных методов обучения как средства повышения познавательных интересов школьников.
Гипотеза исследования: если ввести в педагогический процесс школы различные виды активных методов обучения, то создаются дополнительные условия для формирования познавательных интересов школьников.
Цель исследования: выявление роли активных методов обучения в повышении познавательных интересов школьников.
Задачи исследования:
активный метод обучение познавательный
1. дать теоретическое обоснование необходимости использования активных методов обучения с целью формирования познавательных интересов младших школьников.
2. провести экспериментальную работу по формированию познавательных интересов школьников посредством активных методов обучения в педагогическом процессе школы.
3. разработать методические рекомендации по использованию активных методов обучения как средства повышения познавательных интересов школьников.
Методологическая основа: теория личности, теория деятельности, теория целостного педагогического процесса, труды ученых Л.С. Выготского, Н.Ф. Талызиной, Г.И. Щукиной, Д.Б. Эльконина и др.
Методы исследования: тестирование, анкетирование, эксперимент, беседы, анализ продуктов деятельности, анализ теоретических источников и школьной документации.
База исследования: Федоровский район, "ГУ Первомайская СШ", 2 классы.
- Введение
- 1. Психолого-педагогические основы формирования познавательных интересов школьников посредством активных методов обучения
- 1.1 Активные методы обучения как психолого-педагогическая проблема
- 1.2 Характеристика понятий "интерес", "познавательный интерес", "активные методы обучения". Особенности применения различных видов активных методов обучения