logo
"Эстетическая пятиминутка" как организационная форма эстетического воспитания младших школьников в процессе обучения

1.1 Сущность и содержание эстетического воспитания школьников

Проблема воспитания эстетических чувств волнует философов, психологов и педагогов со времен Платона и Аристотеля. Вплоть до наших дней представления о сущности воспитания эстетических чувств, его задачах, цели постоянно изменялись. Эти изменения о сущности воспитания эстетических чувств и способствовали появлению науки эстетики.

Термин "эстетика" происходит от греческого aisthetikos чувствующий, чувственный. Согласно толковому словарю Ожегова "эстетика - философское учение об искусстве как особом виде общественной идеологии, посвящённое исследованию идейной сущности и форм прекрасного в художественном творчестве, в природе, в жизни" [30, с.889]. Эстетика философская дисциплина, изучающая природу всего многообразия выразительных форм окружающего мира, их строение и модификацию. Эстетика ориентирована на выявление общих понятий о чувственном восприятии выразительных форм реальности, может являть собой систему взглядов на искусство. В широком смысле это общее понятие о строении произведений искусства, процессе художественного творчества и восприятия, художественно-конструкторской деятельности вне искусства (дизайн, промышленность, спорт, мода), общие понятия эстетического восприятия природы [23].

Научить человека эстетическому, чувственному восприятию природы, окружающей действительности, произведений искусства призвано эстетическое воспитание. Существует множество определений понятия "эстетическое воспитание".

В философском словаре эстетическое воспитание определяется как "формирование восприимчивости человека к искусству и прекрасному, существующему в творениях человека и в природе. Искусство понимается при этом как нечто уже созданное и воспринимаемое в его данности" [37].

Педагогика рассматривала вопросы эстетического воспитания личности с точки зрения интеграции эстетической культуры в общую культуру человека и предлагала различные трактовки и подходы к созданию системы эстетического воспитания. Значительный вклад в разработку теории и практики внесли такие советские педагоги, как А.В. Бакушинский, П.П. Блонский, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий, В.Н. Шацкая и др. Они пропагандировали систематическое развитие органов чувств и творческих способностей воспитанников в процессе творческой деятельности. Это дает им возможность наслаждаться красотой и создавать ее.

Педагог-просветитель С.Т. Шацкий, работая над системой эстетического воспитания, внес значительный вклад в развитие теории воспитания различными видами искусства. Уделял большое внимание внешнему выражению внутренних переживаний ребенка (танцу, музыке, слову). В трудах В.Н. Шацкой, которая развивает идеи С.Т. Шацкого, прослеживается мысль о том, что эстетическое воспитание позволяет "воспринимать, чувствовать и правильно понимать прекрасное в окружающей действительности, в общественных отношениях, в природе и произведениях искусства. Это воспитание способности любить и ценить прекрасное и уметь отличать его от ложно-прекрасного" [41, с.4].

В деятельности В.А. Сухомлинского вопросы эстетического воспитания занимали важное место. Он считал, что интеллектуальное развитие человека невозможно без тонкости чувств, переживаний, эмоционально-эстетического отношения к окружающим и к самому себе. Размышляя о целях эстетического воспитания, он писал: "Для меня главной была установка на воспитание способности эмоционально относиться к красоте и потребности впечатлений эстетического характера. Важную цель всей системы воспитания я видел в том, чтобы школа научила человека жить в мире прекрасного, чтобы он не мог жить без красоты, чтобы красота мира творила красоту в нём самом" [38, с.61].

В следующие годы над проблемами эстетического воспитания работали такие ученые, педагоги, психологи как Д.Б. Кабалевский, Е.В. Квятковский, Б.Т. Лихачев, А.А. Мелик-Пашаев, Б.М. Неменский, М.М. Рубинштейн, В.А. Сластенин и др. Они определили и конкретизировали принципы, функции, содержание и формы эстетического воспитания и образования, связь эстетического воспитания с творческой деятельностью, на основе которой развивалась современная система эстетического воспитания.

Интересными представляются взгляды А.А. Мелик-Пашаева. Он призывает понимать под эстетическим воспитанием не развитие у школьника отдельных качеств и способностей, а становление целостной личности на основе ее эстетического опыта. Так, он пишет, что "понятие "эстетическое воспитание", с одной стороны, связано в нашем сознании с искусством, с другой предполагает что-то более широкое, не специальное, всеобщее по своему значению" [25]. То есть, за всяким фактом творчества в любом виде искусства особое отношение человека к жизни не к искусству, а именно к "действительности, еще не преобразованной ничьим художественным творчеством".

Это особое отношение человека к действительности и следует называть эстетическим отношением, и воспитывать в учащихся с первых лет обучения.

Эстетическое отношение к жизни, в силу своей универсальности, потенциально свойственно каждому человеку, характеризует его как личность в целом и не предполагает обязательной причастности к искусству как профессии. Однако это качество является психологической первоосновой художественно-творческой одаренности человека. Оно ведет человека в искусство, к художественному освоению мира, находит в нем свое наиболее полное выражение. Отсюда художественная культура человечества является концентрацией эстетического отношения человека к миру. Поэтому именно приобщение к искусству является наиболее эффективным средством привития каждому человеку эстетического отношения к жизни.

По мысли педагога-исследователя А.А. Мелик-Пашаева, развитое эстетическое отношение к действительности - это неисчерпаемый источник художественных содержаний. Оно мотивирует человека к постоянному сохранению и разделению с другими людьми того видения очеловеченного мира, которое открывается благодаря непосредственному переживанию единства и родства с ним а тем самым выразить свою собственную неотчужденность от окружающей действительности. А для этого необходимо создать чувственно воспринимаемый образ (живописный или словесный, музыкальный или пластический), адекватный данному содержанию [25].

Это придает особый характер всем психическим процессам: пробуждает и стимулирует работу воображения, которое выступает, как способность создать образ, выражающий необразное содержание эстетического переживания, тем самым вообразить его; придает избирательную направленность восприятию, памяти; сообщает творческий характер тем специальным знаниям, умениям и навыкам, которыми человек обладает, и побуждает вырабатывать новые, поскольку они необходимы для воплощения замыслов, и т.д. Такое понимание эстетического отношения позволяет обосновать понятие общих художественных способностей, главнейшей из которых является эстетическое отношение к действительности, представляющее собой как бы единый корень всех видов художественного освоения мира. То есть, эстетическое отношение к миру это художественное в каждом человеке и общечеловеческое в профессионале-художнике [25].

В настоящее время исследование вопросов эстетического воспитания продолжается в трудах отечественных педагогов и психологов, таких как В.Н. Клепиков, А.А. Адаскина, Т.И. Пагута, И.М. Мамедова. Они говорят о эстетическом воспитании, как о целенаправленном и систематическом процессе позитивного воздействия на личность ребенка. К тому же, в последние годы значительно возросло внимание к проблемам теории и практики эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, т.е. как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности [11, с.223]. Эстетическая культура является одним из важнейших факторов социального развития, фактором совершенствования всего учебно-воспитательного процесса.

Как отмечает И.М. Мамедова, кандидат педагогических наук, эстетическое воспитание - это воспитание способности восприятия и правильного понимания прекрасного в действительности и в искусстве, воспитание эстетических чувств, суждений, вкусов, а также способности и потребности участвовать в создании прекрасного в искусстве [24, с.791].

Доктор педагогических наук Г.А. Петрова дает определение эстетическому воспитанию как системы: "Эстетическое воспитание - система, направленная на всестороннее формирование и развитие личности, под влиянием совокупности эстетических воздействий, осуществляемых последовательно и в тесной связи с другими сторонами воспитания" [33, с.104].

Интерес для нашего исследования составляют взгляды В.Н. Клепикова, ведущего научного сотрудника Института социальной педагогики Российской академии наук.

В.Н. Клепиков рассматривает эстетическое воспитание как составную часть эстетического образования: "Эстетическое образование (в широком смысле) включает в себя и обучение, и развитие, и воспитание. Благодаря обучению, учащиеся осваивают систему эстетических знаний (понятия, значения, законы, принципы и т.п.). В ходе воспитания эти знания насыщаются эстетическими смыслами и перерастают в ценности, значимые для внутреннего мира учащегося. В процессе развития ценностно-значимые знания распределяются, комбинируются и проектируются в соответствии с возрастом учащегося в зоне их ближайшего восхождения и в соответствии с выбранным личностным идеалом или идеалами" [15, с.91].

Определение, данное В.Н. Клепиковым, мы выразили схематично (рис.1).

Рис.1. Эстетическое образование

Нужно отметить, что на сегодняшний день накопился значительный опыт психолого-педагогических исследований, которые доказывают необходимость и возможность эстетического воспитания личности.

Рассмотрев и проанализировав взгляды различных мыслителей на эстетическое воспитание личности, можно отметить такие важные положения, как: постоянный интерес со стороны ученых к вопросам эстетического воспитания; значимость систематического взаимодействия детей с преподавателем, произведениями искусства, природой; понимание под эстетическим воспитанием не развитие у школьника отдельных качеств и способностей, а становление целостной личности на основе ее эстетического опыта; включение эстетического воспитания в понятие эстетического образования [25]. При этом эстетическое образование рассматривается как способ приобщения человека к эстетической культуре.

В современном школьном образовании нередко отождествляют эстетическую культуру и художественную культуру. Однако их следует различать. Данные понятия имеют разные объемы. Понятие эстетической культуры шире понятия художественной культуры, поскольку включает в себя кроме ценностей искусства еще и эстетические проявления реальной жизни людей во всех нехудожественных сферах их деятельности. Художественная культура берет во внимание все то, что связано с миром искусства, а эстетическая культура берет во внимание проявления реальной и повседневной жизни людей. При этом художественная культура - высший этап развития эстетической культуры, закономерно венчающий ее [15, с.90-91].

Формирование эстетической культуры начинается с первых дней жизни человека и продолжается на протяжении всей его жизни. Вслед за В.П. Клепиковым можно схематично представить основные уровни становления эстетической культуры (рис.2).

Рис.2. Основные уровни становления эстетической культуры

Школьник может остановиться на первом уровне общего эстетического образования, но может продвигаться дальше, развивая свой творческий потенциал для создания собственных эстетических и художественных продуктов.

Таким образом, эстетическое воспитание сегодня можно понимать, как необходимую составляющую эстетического образования человека, позволяющего повышать уровень эстетической культуры, которая необходима для целостного становления и гармоничного развития личности. На это направлена система эстетического воспитания в школе.