Введение
Человечество за многие тысячелетия своего существования еще не научилось учиться. Профессор И.А. Ефремов
Актуальность исследования
В XXI веке работа профессионалов всех специальностей будет опираться на новые обучающие и диагностические технологии. Поэтому должны быть приняты приоритетные стратегии. Организационные, дидактические, диагностические усилия, технические и финансовые средства, прежде всего, должны быть направлены на оптимизацию деятельности, в которой часто происходят фатальные ошибки, в том числе, диагностики и лечения болезней.
Стратегически идеальный вариант решения диагностических и дидактических проблем - это самообучение преподавателей с использованием оптимальных обучающих систем - ПО, АДД, AES, обучающих игр.
Современное образование, его качество связано с внедрением в учебный процесс новых технологий обучения, которые обеспечили бы качественные изменения в подготовке будущих специалистов.
К числу инновационных технологий обучения относится технология активного обучения, при использовании которой происходит формирование профессиональных качеств врачей, провизоров через погружение в конкретную ситуацию, смоделированную в учебных целях.
Главной сущностной особенностью использования методов активного обучения является игровой характер, который в основном осуществляется за счет наличия разнообразных ролей. В процессе ролевого взаимодействия происходит решение учебных и смоделированных практических задач, обмен ценностями, знаниями, умениями в ходе реализации конкретных педагогических задач.
Большинство проблем, с которыми сталкиваются преподаватели при использовании инновационных технологий обучения обусловлены барьерами при внедрении активных методов обучения.
Объект исследования: активные методы обучения в высшей школе.
Предмет исследования: эффективность использования активных методов обучения в процессе преподавания на кафедре урологии в ММА им. И.М. Сеченова
Гипотеза: использование активных методов обучения в условиях высшей медицинской школы позволит повысить эффективность учебного процесса на кафедре урологии, если:
- использовать на лекциях разбор конкретных ситуаций, предполагающих активное применение диалоговых форм работы;
- включить в число форм организации учебной деятельности "лекцию вдвоем", деловые и ролевые игры, лекции типа пресс-конференции;
- моделировать конкретные ситуации.
Таким образом, целью данного исследования является определение особенностей использования активных форм обучения в процессе подготовки специалистов на кафедре урологии Московской Медицинской академии им. И.М. Сеченова.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
1. Определить место активных форм обучения в современном образовательном процессе.
2. Провести классификацию активных форм обучения.
3. Дать описание основных методов активного обучения в медицинском вузе.
4. Обосновать возможность и необходимость использования активных методов обучения для развития личности обучающихся.
5. Разработать модель конкретных ситуаций, используемых на кафедре урологии Московской Медицинской академии им. И.М. Сеченова.
Методы исследования:
В процессе работы были использованы следующие методики исследования:
- Теоретические (анализ и синтез, сравнение, обобщение, моделирование);
Эмпирические методы (изучение психолого-педагогических, акмеологических и документальных источников, педагогическое наблюдение, социологический - анкетирование, статистический)
Структура работы: работа включает введение, основную часть выводы, библиографию; объём работы составляет 82 страницы; список литературы содержит 65 источников.