Элективный курс "Давай договоримся!"

методичка

1.1 Пояснительная записка

В рамках профилизации учебного процесса на первое место выдвигается задача качественной профориентационной подготовки учащихся. Множество профориентационных методик позволяют ученику диагностировать свои интересы, возможности и профессиональную направленность. Но диагностика это лишь начало работы по профилизации. Самое главное - как будет построена дальнейшая работа с учащимися на основе полученных данных.

Курс «Давай договоримся!», рассчитан на 17 учебных часов, который можно проводить как элективный в послеучебное время. Он был разработан для учащихся 10 - 11 классов, имеющих профессиональную направленность типа «человек - человек». Для тех, кто выбирает профессии, связанные с общением, с множеством межличностных контактов. Для данной категории людей общение является орудием деятельности. И так как к этой категории относятся и педагоги, то логично предположить, что данный курс вполне применим и в работе по повышению профессиональной компетенции педагогов, в работе с молодыми специалистами.

Человечество, общаясь, не может избежать конфликтов. Будущее требует от нас принять тот факт, что если мы не откажемся в своей жизни от многих традиций и кажущейся естественности в своей привычности способов разрешения конфликтов всех уровней, то тяжелые уроки истории будут повторяться для нас снова и снова.

Мы знаем, что века и века большинство конфликтов разрешались по принципу «или - или». Или ты победитель, или - побежденный. И это на всех уровнях, начиная от взаимоотношений в семье и кончая межгосударственными взаимоотношениями. Этот принцип, хотим мы это признать или нет, стал нашей «плотью и кровью». Даже когда мы от всей души желаем, чтоб в конфликте не было пострадавших, наше мышление зачастую неуклонно, как по рельсам, соскальзывает на туже дорожку и заколдованный круг замыкается. Сегодня проблема насилия, конфликтных отношений, стрессового состояния у населения особо актуальна. Она подпитывается сложными социально-экономическими факторами, и будто «зомбирует» людей средствами массовой информации. Складывается такое впечатление, будто ни одну проблему невозможно решить не силовым путем.

Для полноценной жизни подростка нужна не только личная сила, нужно нормальное общение, друзья и многое другое. Почему грубость, неуважение, неспособность найти общий язык со взрослыми, а зачастую и со сверстниками, так распространены в подростковой среде. Подросток в процессе своего развития все глубже осознает многогранность этого мира и начинает испытывает страх перед сложностью и непостижимостью. Ему же, как и любому другому человеку, необходимо чувство стабильности и нередко сам начинает придумывать законы, по которым старается жить. Нередко основным законом становится культ силы - подобный «Закону Джунглей». Он привлекает подростков своей простотой: если сильней - значит прав, если ты с нами - значит друг, против нас - враг. Причем часто подростки просто не знают, что можно по-другому. А ведь существует целая наука «Конфликтология», которая и призвана обучать приемам конструктивного общения.

Конфликты сопровождают нашу жизнь от рождения до самого последнего дня. И их невозможно избежать. Но ими можно управлять и этому управлению можно научиться.

Существует алгоритм поведения в конфликтной ситуации, следуя которому можно добиться наилучших последствий, как для себя, так и для противоположной стороны.

На стыке психологии и социологии возникло направление «Конфликтология». Специалисты - конфликтологи в развитых странах пользуются спросом не меньше, чем юристы. У нас же имеется много литературы, в которой описывается природа конфликта, ее виды, защитные механизмы, но системного курса обучению психологически безопасных выходов из конфликтных ситуаций очень мало.

Данный курс разработан на основе различных теорий и методов разрешения конфликтов и имеет цель: обучение конструктивному разрешению конфликтных ситуаций.

Задачи курса:

Ознакомление с понятием и структурой конфликта

Формирование умения анализировать конфликтные ситуации

Способствовать развитию свойств и качеств личности, необходимых для конструктивного разрешения конфликтных ситуаций.

Курс характеризуется наличием учебной задачи, учебно - воспитательного процесса и результата обучения. Учебная задача - это задача, при решении которой продуктом выступает сам процесс решения задачи и изменение субъекта (ученика), решающего эту задачу определенным способом действия.

Учебная деятельность - предметная. В данном случае объектом учебной деятельности является психологическая реальность. Предметом учебной деятельности является овладение различными способами действия с психологической реальностью. Например: размышления как способ работы с психологической реальностью, психологический анализ, овладение психологическими понятиями, решения психологический задач, способы изучения, осмысления, изменения, создания, конструирование психологической реальности.

Одной из главных задач при создании курса являлось разработка занятий, соответствующих возрастным особенностям и потребностям учащихся. Он должен быть доступным, интересным, и включать в себя как теоретические занятия, так и систему практических и дискуссионных занятий, поскольку психотехнические игры и упражнения, творческие задачи несут в себе самостоятельное содержание. Но главная особенность в том, что теоретическая часть курса включает в себя много рисунков и психологических сказок. Так как опыт работы показывает, что образно материал воспринимается учащимися гораздо легче и интереснее. В данный курс так же включены материала разработки «Несколько рассказов о… или философский взгляд на некоторые проблемы воспитания»

В проведении курса занятий большое внимание уделяется принятию учащимися положительной Я - концепции. Только уважающий себя человек сможет научиться конструктивно решать конфликты. Именно на положительной Я - концепции основано обучение.

Занятия содержат в основном теоретический материал, в котором изучается сам конфликт как естественный и неизбежный элемент целостности взаимоотношений человека с человеком, его природа, механизм, элементы и общие стандарты развития конфликта.

Практическая часть занятий строится из примеров из жизни самих обучающихся. Поэтому в тексте методического пособия примеров мало. Это дает возможность максимально приблизить практику с реальностью. Перед началом проведения курса учащимся дается задание сделать копилку наблюдаемых конфликтных ситуаций. В ходе обсуждения собранных учащимися конфликтных ситуаций, рассматриваются и анализируются способы управления конфликтом, разрабатываются конструктивные способы решения конфликтных ситуаций.

Завершается курс психологическим практикумом для учащихся.

Результатом обучения можно считать формирование у учащихся таких качеств личности как:

Уверенность в своих возможностях, адекватная самооценка.

Толерантность, эмоциональная устойчивость, эмпатия, доброжелательное отношение к многообразию жизни.

Умение решать проблемы, выбирая и используя различные конструктивные способы их решения.

Следует отметить, что при незначительной корректировке данный курс можно использовать и в работе с молодыми педагогами.

1.2 Тематическое планирование элективного курса «Давай договоримся!»

Тема занятия

Количество часов

1.

2.

3.

4.

5

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

Делись добром ;)

Похожие главы из других работ:

Активизация деятельности обучающихся на уроках русского языка

Пояснительная записка

В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство...

Внеклассные занятия по сказкам Х.К. Андерсена как средство развития интереса к литературе у учащихся 5 класса

Пояснительная записка

Развивать интерес к литературе - задача на сегодняшний день очень актуальная, так как в век информационных технологий искусство слова для учащихся уходит на второй план, уступая место телевидению и компьютеру...

Интерактивные методы обучения иностранному языку в 5-7 классах средней общеобразовательной школы

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

...

Развитие воображения у дошкольников на занятиях по психологии

2.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа «Волшебник!» - развитие воображения у дошкольников на занятиях по психологии. Главной задачей этой программы является развитие воображения. Программа рассчитана на 20 часов и состоит из четырех этапов...

Разработка практической программы развития (повышения) социально-психологической компетентности педагога для целевой группы

2. Пояснительная записка

...

Разработка рабочей программы по декоративно-прикладному искусству и керамике

2.1 Пояснительная записка

"right">«Самым высоким видом искусства, "right">самым талантливым, самым гениальным "right">является народное искусство, "right">то есть то, что запечатлено народом, "right">сохранено, что народ пронес через столетия». "right">М.И...

Разработка экспериментальной программы по изучению традиционной росписи (на примере гжели для учащихся 5 классов)

2.1 Пояснительная записка

Народное декоративно-прикладное искусство - одно из средств художественного воспитания дошкольников. Знакомясь с народным искусством, дети учатся понимать прекрасное, узнают традиции, обычаи, особенности жизни, быта...

Система внеклассных занятий по литературному чтению на примере изучения произведений Владимира Ивановича Даля

Пояснительная записка

Сейчас, когда детское чтение кричит СОС (его кризис приравнивают к национальному бедствию), перед учителем начальной школы, как никогда раньше, остро встает задача защищать ценность чтения, поднять его статус в сознании ребенка...

Совместная деятельность учащихся как способ реализации интерактивного метода обучения английскому языку в начальной школе

1. Пояснительная записка

...

Современные реалии детства

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

...

Формирование технологической компетентности у детей с отклонениями в развитии на уроках "Технологии" в школе-интернате II вида для слабослышащих детей

2.1 Пояснительная записка

Проблема трудовой и профессиональной подготовки детей с ограниченными возможностями не перестает быть предметом особого внимания. Об этом свидетельствуют исследования А.П. Гозовой, С.А. Зыкова, В.З. Базоева, в которых отмечается...

Характеристика способов формирования мировоззрения подростков в учебно-воспитательном процессе

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

...

Элективный курс "Давай договоримся!"

1.1 Пояснительная записка

В рамках профилизации учебного процесса на первое место выдвигается задача качественной профориентационной подготовки учащихся. Множество профориентационных методик позволяют ученику диагностировать свои интересы...

Элективный курс "Система счисления" в предпрофильном обучении информатике

2.1 Пояснительная записка

Курс «Системы счисления» рассчитан на 22 часа и посвящен ключевому понятию математики - числу, а также системам счисления - способам записи чисел в виде удобном для прочтения и выполнения арифметических операций...

Элективный курс для учащихся 10-х классов "Решение задач по органической химии повышенного уровня сложности"

2.2.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Необходимость разработки элективного курса для учащихся 10-х классов «Решение задач по органической химии повышенного уровня сложности» обусловлена несколькими причинами...

^