logo
Формирование этнокультурных знаний у учащихся детской школы искусств

Формирование художественного творчества средствами чувашского прикладного искусства в системе образования может осуществляться в следующих направлениях:

- комплексное использование чувашского народного искусства, как на занятиях, так и в свободной деятельности ребенка;

- учить ребенка видеть в каждом элементе чувашской орнаментике художественный образ;

- учить ребенка понимать и воспринимать знаково-символическую основу чувашской вышивки, ее выразительные средства и композицию;

- создание детьми декоративных композиций на основе собственной интерпретации;

- педагогу художественного учреждения учитывать полученные знания и уровень овладения техникой исполнения элементов чувашской орнаментики детьми;

- наличие у педагога искусствоведческих знаний в области чувашского народного искусства и технических умений;

- использование вариативного ряда педагогических рисунков-«образцов» в обучении детей;

- введение факультативных курсов и кружков с углубленным изучением традиционной культуры чуваш в школьном образовательном учреждении.

Общедоступность, универсальность, нравственная и эмоциональная привлекательность народного декоративно-прикладного искусства позволяют интегративно использовать его педагогические возможности в процессе образования этнохудожественной культуры в учреждениях дополнительного образования. Данный вид учреждений играет важную роль в образовании подрастающего поколения. В науке дополнительное образование рассматривается как «особо ценный вид образования». Учреждения дополнительного образования имеют ряд преимуществ по сравнению с другими образовательными учреждениями: личная заинтересованность детей, разновидность и вариативность обучения, разноуровневость, практическая направленность занятий. Их уникальность заключается в единстве культурной и образовательной деятельности, общности интересов детей и взрослых.

Исходя из специфики дополнительного образования, сущности и содержания этнохудожественной культуры учащихся средствами народного декоративно-прикладного искусства, был определен комплекс педагогических условий реализации модели: включение в содержание образовательных программ по декоративно-прикладному искусству национально-регионального компонента; использование педагогических возможностей народного декоративно-прикладного искусства в процессе обучения в учреждениях дополнительного образования.

1) Включение в содержание образовательных программ по декоративно-прикладному искусству национально регионального компонента. Региональный компонент в образовании необходим для обеспечения защиты национальных, региональных культур, местных традиций и особенностей, интересов и потребностей населения данного региона в условиях многонационального государства, возрождения, сохранения и применения в новых условиях лучших традиций народного декоративно-прикладного искусства. Основополагающим принципом обновления содержания регионального компонента дополнительного образования является отображение различных аспектов этнокультуры, народное декоративно-прикладное искусство в соответствии с программой развития культуры России.

2) Использование педагогических возможностей народного декоративно-прикладного искусства в процессе обучения учащихся в дополнительном образовании: развитие творческих способностей; формирование ценностного отношения к культуре и народного декоративно-прикладного искусства; воспитание национального самосознания, патриотизма; уважение к традициям. Для активного использования народного декоративно-прикладного искусства в дополнительном образовании необходимо осуществлять системно-деятельностный подход в образовании; вовлекать их в различные виды деятельности, способствующие их личностному росту; осуществлять преемственность в изучении декоративно-прикладного искусства между общеобразовательной школой и системой дополнительного образования.

3) Повышение этнохудожественной компетентности педагогов, нами понимается свойство личности, выраженное в наличии знаний о культуре своего народа, народного декоративно-прикладного искусства, этнохудожественных потребностей, культурных интересов и реализующихся через практические умения и навыки, отражающие готовность педагогов к изучению и применению народного декоративно-прикладного искусства в самореализации и саморазвития. Повышение на курсах квалификации, при проведении семинаров, практикумов, мастер-классов, стажировок, консультаций, путем самообразования.

Успешному освоению всего объема материала программ способствует использование системного процесса, творческая направленность занятий и разнообразие видов деятельности; применение инновационных методов и индивидуально-коллективных форм художественно - творческой деятельности, передового опыта по этнохудожественному образованию; создание эмоциональной, комфортной атмосферы на занятиях; сотрудничество и сотворчество детей и взрослых; разработка необходимых методических и дидактических материалов по воспитанию этнохудожественной культуры средствами народного декоративно-прикладного искусства.

Под воспитанием этнохудожественной культуры учащихся в процессе освоения народного декоративно-прикладного искусства понимается целенаправленный процесс формирования и развития творческой личности, направленный на осмысление, освоение этнокультурного наследия, сохранение, возрождение и развитие народного декоративно-прикладного искусства, промыслов и ремесел России.

2.2 Этнохудожественное образование в современной художественно-образовательной деятельности детских художественных школ

Ценности современного мира выстраивались столетиями, генетически передавались из поколения в поколение и сохранились в менталитете каждого народа. Но в условиях глобализации современного мира возникает опасность ослабления и утраты этнической идентичности. Поэтому сегодня возникает необходимость серьезного изучения глубин этнической, духовной и материальной культуры. Сохранение, возрождение и распространение этнокультуры в современных условиях является необходимость условием создания сферы преемственности поколений. Такая преемственность проявляется в сохранении народных традиций и обычаев, развитии народного декоративно-прикладного искусства.

Народное искусство в силу закона традиции становится носителем этнического ядра художественной культуры народа. Как пишет М.А. Некрасова «Соприкасаясь с корнями своего народа, человек приходит к самопознанию, осознанию себя частью общего этнического сообщества». Не случайно, сегодня актуально обращение к древним образцам народного искусства: фольклору, народной мифологии, эпосу и т.д., так как они сохранили до сегодняшних дней признак этничности.

Каждый народ имеет неповторимые особенности культуры и поэтому сохранение культурной среды - задача не менее существенная, чем сохранение окружающей природы. По этому поводу Д.С. Лихачев писал «…экологию нельзя ограничивать только задачами сохранения природной биологической среды. Для человека не менее важна среда, созданная культурой ее предков и им самим»

Формирование художественного творчества детей средствами чувашского декоративно - прикладного искусства является одной из важных и актуальных в системе художественного образования. Ее решение приобретает особую значимость и необходимость уже на начальных этапах педагогической работы со школьниками. В настоящее время многие аспекты освоения народного и декоративно-прикладного искусства в школе изучены достаточно полно и глубоко. Содержание этнохудожественного образования, основанное на творческих принципах народного и декоративно-прикладного искусства, направлено на создание художественного образа. Большое значение в осуществлении этой проблемы отводится художественному творчеству, в котором проявляется самостоятельность, активность ребенка, формируются его творческие способности.

Одной из актуальных проблем в развитии дошкольного образования является разработка и внедрение национально-регионального компонента государственных стандартов дошкольного образования.

Начиная с 1991 года, практические работники ДОУ активно ведут отбор содержания форм и методов приобщения детей к культуре народов, проживающих на территории ЧР. Большое внимание педагоги уделяют ознакомлению детей с родным краем, растительным и животным миром Чувашии, расширяют и уточняют знания дошкольников о быте и культуре. Возрождению национальной культуры способствует введение в повседневную жизнь детей элементов традиционной культуры: декоративно-прикладного искусства русского, чувашского народов, уместное использование фольклора, его пропаганда и распространение. Национальные мотивы используют в интерьере и одежде с учетом локальных традиций.

Приобщение детей к этническим ценностям в доступных для детей дошкольного и школьного возраста формах (элементы обрядов, народных праздников, старинного быта, фольклора, изобразительного искусства и т.п.), позволяет создать яркие образы, воспитать вкус, интерес к жизни, искусству предков, стремление понять их, стать ближе к своему народу. Наиболее живой и современной составляющей национальной культуры является традиционный народный костюм.

Развитие трудовых навыков в процессе освоения народных художественных традиций - необходимое условие для творчества учащихся, так как создание изделий возможно лишь при глубоком изучении народного искусства.

Овладение искусством художественной обработки ткани, природных и других материалов предполагает использование в процессе обучения традиций этнопедагогики. Овладевая техническими приемами обработки различных материалов, школьники осваивают выразительные средства и образно-сюжетное содержание изделий народных мастеров. Освоение всей совокупности знаний о народном искусстве, умений и навыков происходит с раннего детства, в окружении предметов народного творчества бытового назначения.

Преподавание прикладного искусства в детской художественной школе продиктовано жизненной необходимостью, ибо сфера его влияния непрерывно расширяется и охватывает самые разнообразные стороны жизни современного человека.

С введением преподавания прикладного искусства в детских художественных школах появилась возможность расширить профиль профессиональной подготовки учащихся, активизировать образное мышление, а также наиболее полно выявить индивидуальные способности каждого ученика. Особое внимание в художественной школе уделяется изучению народного искусства. С этой целью организуется специальное отделение, занимающееся изучением видами прикладного искусства: вышивкой, художественным вязанием и плетением бисерных украшений. С раннего возраста, уже в подготовительных группах школы, где дети получают основы начальной изобразительной грамоты, в них воспитывают любовь к национальному чувашскому искусству. На протяжении всего курса обучения учащиеся знакомятся с лучшими образцами народного творчества.

Основное знакомство с национальным орнаментом и характерными для Чувашии видами народного искусства учащиеся получают на уроках композиции. Наибольшее количество учебных часов отводится основному виду народного прикладного искусства - вышивке, отличающейся сложностью орнаментальных композиций и трудоемкостью исполнения. Учащиеся изготовляют чертежи в миллиметровке, осваивают технику вышивания, создают эскизы для вышивания с симметричным и ассиметричным построением орнамента разной плотности узора.

Формирование художественного творчества средствами чувашского прикладного искусства в системе образования может осуществляться в следующих направлениях:

- комплексное использование чувашского народного искусства, как на занятиях, так и в свободной деятельности ребенка;

- учить ребенка видеть в каждом элементе чувашской орнаментике художественный образ;

- учить ребенка понимать и воспринимать знаково-символическую основу чувашской вышивки, ее выразительные средства и композицию;

- создание детьми декоративных композиций на основе собственной интерпретации;

- педагогу художественного учреждения учитывать полученные знания и уровень овладения техникой исполнения элементов чувашской орнаментики детьми;

- наличие у педагога искусствоведческих знаний в области чувашского народного искусства и технических умений;

- использование вариативного ряда педагогических рисунков-«образцов» в обучении детей;

- введение факультативных курсов и кружков с углубленным изучением традиционной культуры чуваш в школьном образовательном учреждении.

Общедоступность, универсальность, нравственная и эмоциональная привлекательность народного декоративно-прикладного искусства позволяют интегративно использовать его педагогические возможности в процессе образования этнохудожественной культуры в учреждениях дополнительного образования. Данный вид учреждений играет важную роль в образовании подрастающего поколения. В науке дополнительное образование рассматривается как «особо ценный вид образования». Учреждения дополнительного образования имеют ряд преимуществ по сравнению с другими образовательными учреждениями: личная заинтересованность детей, разновидность и вариативность обучения, разноуровневость, практическая направленность занятий. Их уникальность заключается в единстве культурной и образовательной деятельности, общности интересов детей и взрослых.

Исходя из специфики дополнительного образования, сущности и содержания этнохудожественной культуры учащихся средствами народного декоративно-прикладного искусства, был определен комплекс педагогических условий реализации модели: включение в содержание образовательных программ по декоративно-прикладному искусству национально-регионального компонента; использование педагогических возможностей народного декоративно-прикладного искусства в процессе обучения в учреждениях дополнительного образования.

1) Включение в содержание образовательных программ по декоративно-прикладному искусству национально регионального компонента. Региональный компонент в образовании необходим для обеспечения защиты национальных, региональных культур, местных традиций и особенностей, интересов и потребностей населения данного региона в условиях многонационального государства, возрождения, сохранения и применения в новых условиях лучших традиций народного декоративно-прикладного искусства. Основополагающим принципом обновления содержания регионального компонента дополнительного образования является отображение различных аспектов этнокультуры, народное декоративно-прикладное искусство в соответствии с программой развития культуры России.

2) Использование педагогических возможностей народного декоративно-прикладного искусства в процессе обучения учащихся в дополнительном образовании: развитие творческих способностей; формирование ценностного отношения к культуре и народного декоративно-прикладного искусства; воспитание национального самосознания, патриотизма; уважение к традициям; развитие системных общехудожественных ЗУН. Для активного использования народного декоративно-прикладного искусства в дополнительном образовании необходимо осуществлять системно-деятельностный подход в образовании; вовлекать их в различные виды деятельности, способствующие их личностному росту; осуществлять преемственность в изучении декоративно-прикладного искусства между общеобразовательной школой и системой дополнительного образования.

3) Повышение этнохудожественной компетентности педагогов, нами понимается свойство личности, выраженное в наличии знаний о культуре своего народа, народного декоративно-прикладного искусства, этнохудожественных потребностей, культурных интересов и реализующихся через практические умения и навыки, отражающие готовность педагогов к изучению и применению народного декоративно-прикладного искусства в самореализации и саморазвития. Повышение на курсах квалификации, при проведении семинаров, практикумов, мастер-классов, стажировок, консультаций, путем самообразования.

Для теоретического обоснования и организационно-методического обеспечения, с учетом изученных образовательных программ по декоративно-прикладному искусству и передового педагогического опыта, нами были разработаны и апробированы авторские образовательные программы по предметам: художественная вышивка, бисерное плетение, вязание. Основной целью данных образовательных программ является пробуждение у обучающихся интереса к этнохудожественной культуре, приобщение их к народному декоративно-прикладному искусству, народным промыслам и ремеслам России, обогащение духовного мира, развитие навыков самостоятельной декоративно-прикладной деятельности.

Успешному освоению всего объема материала программ способствует использование системного процесса, творческая направленность занятий и разнообразие видов деятельности; применение инновационных методов и индивидуально-коллективных форм художественно - творческой деятельности, передового опыта по этнохудожественному образованию; создание эмоциональной, комфортной атмосферы на занятиях; сотрудничество и сотворчество детей и взрослых; разработка необходимых методических и дидактических материалов по воспитанию этнохудожественной культуры средствами народного декоративно-прикладного искусства.

Под воспитанием этнохудожественной культуры учащихся в процессе освоения народного декоративно-прикладного искусства понимается целенаправленный процесс формирования и развития творческой личности, направленный на осмысление, освоение этнокультурного наследия, сохранение, возрождение и развитие народного декоративно-прикладного искусства, промыслов и ремесел России.

2.3 Планы-конспекты уроков

2.3.1 Теоретический план-конспект урока

Тема урока: «Древние корни народного искусства. Чувашская вышивка»

Цели:

1. Познакомить учащихся со старинной чувашской вышивкой;

2. Воспитывать любовь к национальному искусству, к различным видам народного творчества;

3. Развивать эстетический и художественный вкус, творческую и познавательную активность.

Оборудование и материалы:

- репродукции старинной чувашской одежды;

- подборка иллюстраций с изображением элементов чувашской национальной вышивки;

- изделия с вышивкой народных мастеров;

- материалы: гуашевые краски, кисти, полоски альбомного листа.

План урока

1. Беседа о древних орнаментах, о вышивке;

2. Изучение символов, элементов в чувашском орнаменте;

3. Постановка художественной задачи;

4. Подведение итогов и обсуждение работ.

Ход урока

Звучит чувашская народная песня «Алрах кайми аки-сухи…»

Ребята, прислушайтесь к песне. Какая она тихая, нежная, льется она из глубины души чуваша, который пахал, сеял, ухаживал за скотиной, мял кожу, плел лапти, ткал, прял и создавал удивительной красоты вышивки. Сколько мудрости, степенности, терпения, таланта было у наших предков! Как всей душой любил чуваш свою землю, свой народ. Только такой народ, который никому не угрожал, мог создать такую красоту… Что песня, которая льется из глубины души, что вышивка, в которую вложена вся душа чувашского народа пропитана огромной любовью ко всему, что его окружало. Чувашские девушки и женщины своей вышивкой рассказывали о себе и своей мечте, какую бы ей хотелось осуществить. Вот и изображали в своих узорах знаки огня, колоса, дерева, детей, дома, домашних животных. Основной цвет вышивки - красный - цвет жизни. Сопутствующие цвета: желтый - цвет солнца, зеленый - цвет травы, синий - цвет неба, черный - цвет земли.

Чувашские девушки никогда не копировали узоры друг у друга. Орнамент вышивки разнообразен по композиции, по стилю. Это относится к сурбанам - головным повязкам, которые являются шедеврами народного искусства. Вышивка двухсторонняя. Геометрические узоры размещаются ярусами, концы украшались бахромой.

Сурбан - головной убор чувашских женщин, концы которых заправляли на спину.

В то далекое время не было принято замужним женщинам показывать волосы, поэтому женщины носили налобную повязку - масмак. Масмак вышивали в виде треугольника.

Продемонстрировать детям таблицу с изображением символов и элементов чувашской вышивки с их обозначением

Физкультминутка

1) Упражнение для тренировки мышц глаз: медленно переводить взгляд вправо и обратно. Повторить 8-10 раз

2) Исходное положение - сидя на стуле, ноги согнуты, стопы параллельны. Приподнимать пятки одновременно и поочередно. Разведение стоп в стороны

3) Исходное положение - стоя. «Замочек» - вести одну руку за голову, вторую - за лопатки. «Попилить» несколько раз, меняя положение рук.