1.1 Понятие «самостоятельность». Содержание и факторы, влияющие на развитие самостоятельности
Самостоятельность определяется как одно из свойств личности, которое характеризуется двумя факторами:
1. совокупность средств, знаний и умений;
2. побуждение к действию.
Если, например, у человека обнаруживается побуждение к действию при постоянной задаче, он обладает для самостоятельности мотивационной установкой.
Самостоятельность - не абстракционная характеристика личности вообще, а характеристика соотношения с личностью. Многие педагоги понимают под самостоятельностью:
- способность устанавливать основание для тех или иных поступков, выбор поведения;
- способность обособлять свои позиции;
- способность к независимой реализации структурных блоков деятельности;
- планирование, регулирование и анализ своей деятельности без помощи других;
- соотносить свои стремления и возможности, адекватно оценивать процесс своей деятельности.
По мнению знаменитого доктора филологических наук, профессора С.И. Ожегова самостоятельность - это человек:
- существующий отдельно от других, независимый;
- решительный, обладающий собственной инициативой;
- выполняемый действие без помощи. [3,76]
Леонтьев А.Н. понимает обобщенный компонент отношения личности к выполнению своих обязанностей, к процессу деятельности, ее результату, направленный на независимость, автономию.[18, 132.]
Авторы программы «Истоки» под самостоятельностью понимают своеобразную форму активности, отражающую уровень развития ребенка, обеспечивающую инициативную постановку и решение разного рода задач, которые возникают в жизни и деятельности. [21, 63]
Токаева Т.Э., Полтавцева Н.В. - приготовиться, выполнить, оценить результат, установить связь «цель-результат» - вот их основные факторы, определяющие самостоятельность. Самостоятельность - постоянно развивающееся качество, и имеет свое содержание. Каково же содержание самостоятельности в двигательной деятельности.[25, 117]
На этот вопрос мы можем ответить исходя из работ Кенеман А.В., Лесковой Г.П., Полтавцевой Н.В. и др., которые занимались изучением проблемы физического воспитания дошкольников. Ими были выделены показатели самостоятельности и ее содержание.
Мотив побуждает ребенка к деятельности. Он может быть создан разными условиями:
- обогащение арсенала умений;
- побуждение детей через изменение условий;
- постановка новых задач.
Также на самостоятельность влияет интеллект ребенка, эмоциональное состояние, физиологические и индивидуальные особенности, большое место отводится инвентарю.
Ознакомившись со многими определениями понятия «самостоятельность» я пришла к выводу:
Самостоятельность - способность личности планировать, осуществлять контроль над своей деятельностью на основе имеющихся знаний автономно.
П.Ф. Лесгафт: «Вообще ребенку доставляется большое удовольствие, если он сам заметил и выяснил себе какое-то явление, и если его рассуждение оказалось действительно верным, точно так же доставляет ему наибольшее удовольствие то, что он сделал сам и достиг без указания других». [17, 51]
- Введение
- Глава 1. Теоретические основы и проблемы формирования самостоятельности дошкольников
- 1.1 Понятие «самостоятельность». Содержание и факторы, влияющие на развитие самостоятельности
- 1.2 Психолого-педагогические аспекты формирования самостоятельности
- Глава 2. Самостоятельная деятельность, как высший тип деятельности дошкольника
- 2.1 Самостоятельная деятельность дошкольника в обучении: анализ различных подходов. Структура самостоятельной деятельности ребенка
- 2.2 Понятие “самостоятельная” деятельность и её функции
- Глава 3. Игровая деятельность дошкольника как средство формирования самостоятельности
- 3.1 Игра как средство обучения самостоятельности
- 3.2 Общая характеристика учебной и игровой деятельности дошкольника при формировании самостоятельности
- 6.8. Формирование самостоятельности учащихся в процессе обучения Понятие и сущность самостоятельности как категории науки
- 6.8. Формирование самостоятельности учащихся в процессе обучения
- Тема 9. Формирование личности дошкольника.
- Тема 9. Формирование личности дошкольника.
- Этапы формирования межличностных отношений в группе дошкольников.
- 17)Формирование личности дошкольника
- Формирование и развитие конструктивного мышления дошкольников.
- Формирование и развитие конструктивного мышления дошкольников.
- Формирование самостоятельности