2.1 Пояснительная записка
Проблема трудовой и профессиональной подготовки детей с ограниченными возможностями не перестает быть предметом особого внимания. Об этом свидетельствуют исследования А.П. Гозовой, С.А. Зыкова, В.З. Базоева, в которых отмечается, что при выборе профиля обучения необходимо учитывать перспективы дальнейшего трудоустройства, увеличения шансов самореализоваться в изменяющихся условиях жизнедеятельности. Содержание и формы трудового образования должны развиваться, что называется, в ногу со временем.
В последние годы у людей появляется больше возможностей для появления индивидуальных способностей, приобщения к тому или иному ремеслу. Все это создает предпосылки для возрождения и развития прикладного художественного творчества.
В основу программы "Технология" для специального коррекционного учреждения II вида положена типовая программа государственного ООУ "Технология", где учтено базовое содержание трудового обучения. В целях индивидуализации и дифференциации обучения усилена коррекционная направленность, расширен профиль трудового обучения за счет введения углубленного изучения ряда разделов, позволяющих учитывать склонности интересы и возможности учащихся, материально-техническое обеспечение.
Содержание раздела "художественная обработка материалов" в программе для общеобразовательных школ предусматривает лишь ознакомление с видами декоративно-прикладного искусства, народными ремеслами. В школе-интернате для слабослышащих детей сочли возможным организовать более глубокое изучение основ обработки природного материала. Так, в 2003 году была разработана примерная программа "Декоративно-прикладное творчество. Содержание учебного материала, организация, формы и методы обучения изучались, анализировались, вносились коррективы. В целом программа составлена на основе общих положений, отражающих современный подход к организации учебного процесса. Анализ результатов деятельности учащихся позволил сделать ряд практических выводов.
Актуальность предлагаемой программы определяется ее направленностью на всестороннее развитие слабослышащих детей в разнообразных видах деятельности, в подходе к проблеме трудового профессионального обучения как первостепенной задаче ориентации учащихся на профессии народных художественных промыслов, развитию которых сейчас уделяется большое внимание. Программа составлена для учащихся 5-6 классов с учетом их возможностей.
Создание условий для всестороннего развития детей и подростков, сохранение и укрепление народных и культурных традиций России - основа государственной политики в сфере образования.
Вот некоторые предложения к разработке научно-педагогических основ обучения:
1. Разработка научно-педагогических основ внедрения примерных программ, методических и учебных пособий для коллективного, группового и индивидуального обучения художественным видам труда с учетом физических особенностей учащихся.
2. Определение оптимальных форм и методов работы по обучению и воспитанию учащихся.
3. Создание условий для формирования развития творческих способностей учащихся, возрождения, сохранения и приумножения культурного наследия народа.
4. Разработка примерных программ, учебных и справочных пособий для учащихся.
Обучение осуществляется на уроке и строится на существовавших народных традициях, национально-культурных обычаях.
- Введение
- Глава I.
- 1.1 Социальная компетентность как основной фактор социализации
- 1.2 Компетентностный подход как условие формирования личности
- 1.3 Психолого-педагогическая компетентность
- 1.4 Принципы и особенности обучения детей с отклонениями в развитии
- Глава II. Формирование социальной компетентности учащихся в школе-интернате II вида для слабослышащих детей на уроках "Технологии"
- 2.1 Пояснительная записка
- 2.2 Примерная программа "Декоративно-прикладное творчество"
- 2.3 Декоративно-прикладное искусство - составная часть духовного богатства русского народа. Традиции и современность
- 2.4 Формирование технологической компетентности учащихся на уроках "Технологии"
- Заключение