2.2 Средства и методы формирования культуры восприятия академической музыки у младших школьников
Один из первых выдвинул идею о привлекательном обучении и об учете интересов детей Ян Амос Коменский. В своей книге «Великая дидактика» он указал на то, что «методы обучения должны доставлять детям больше досуга, радости и прочего успеха, чтобы воспламенять жажду знания и пылкое усердие к учению». Хороший ученик, считал он, «будет сгорать от нетерпения учиться не боясь никаких трудов, он будет даже искать его и не бояться напряжения и усилий, будет стремиться чему-нибудь научиться, подражая учителям и соревнуясь с товарищами» [60:23]. Эта прекрасная и удивительно точная трактовка Коменским роли интереса прошла через века, не утратив своей актуальности. О наличии интереса у учащихся к определенному виду деятельности на уроке музыки (в части слушания) свидетельствуют следующие признаки: активное включение в деятельность, жадное восприятие материала, сильная сосредоточенность на заинтересовавшем материале, отсутствие отвлечений, преобладание непроизвольного внимания, возникновение вопросов.
На интересном уроке учащиеся сидят не шелохнувшись, они обычно игнорируют даже помехи - не отвлекаются. При отсутствии же интереса - отвлечения постоянны. Сосредоточенность может достигаться и при отсутствии интереса - усилием воли, если это нужно; при интересе же нужно усилие, чтобы отвлечь от интересующего вопроса.
Желание как можно дольше заниматься данной деятельностью, нежелание прекратить занятие, урок, также очень показательны для интереса. С разочарованием учащиеся встречают звонок, прерывающий интересный урок.
К эмоциональным проявлениям детей, которые свидетельствуют о наличии интереса, по мнению Махмутова, относят:
эмоции удивления;
чувство ожидания нового;
чувство интеллектуальной радости;
чувство успеха [36:49].
Формированию интереса способствует показ учителя. Этому способствует выразительное исполнение им отрывков из музыкальных произведений, стихов, которые воодушевляют учащихся, создают то положительное эмоциональное переживание, «зацепившись» за которое можно воспитать подлинный интерес к предмету. Этой же цели служат историко-научные знания, рассказы интересных фактов из жизни творческих людей, из истории создания тех или иных произведений, посещение выставок, музеев, театров, концертов, особенно если в таком посещении участвуют любимые учителя, родные и близкие учащихся.
Активное использование исполнительской деятельности на инструменте также способствует появлению интереса на уроках музыки. Например: это может быть игра в ансамбле с учителем (четырехручие).
Во-первых, дети сами будут участвовать в процессе исполнения музыкального произведения на таком сложном и« недоступном» для них инструменте, каким является фортепиано.
Во-вторых, использование данного вида исполнительства во многом поможет в решении актуальной во все времена проблемы дисциплины (так как поучаствовать в нем изъявит желание примерно 30-50% класса, а примут непосредственное участие 3-4 человека). Параллельно с этими, решается еще и проблема формирования художественного вкуса младших школьников, так как репертуар, который использует учитель музыки, с одной стороны должен быть доступным в плане его осмысления и исполнения, а с другой, должен быть высокохудожественным.
Особое значение для формирования интереса имеет «ситуация успеха». Для ее организации необходимо помнить, что важно, каким трудом добыт успех. Слишком легкая работа хотя и приводит к успеху, но не дает настоящего удовлетворения она может скоро наскучить. Слишком трудная работа, приводя к неуспеху и отрицательным эмоциям, не способствует возникновению интереса. Трудное, но преодолимое делает работу увлекательной и радостной: в этом уже содержится залог будущего интереса к ней.
- Введение
- Глава 1. Теоретические основы музыкального восприятия младших школьников
- 1.1 Содержание музыкальной культуры личности
- 1.2 Основные методы и проблемы восприятия музыки в психологии и педагогике
- Глава 2. Специфика восприятия академической музыки
- 2.1 Особенности использования общепедагогических методов на уроках музыки
- 2.2 Средства и методы формирования культуры восприятия академической музыки у младших школьников
- 1.2. Психолого-педагогические особенности восприятия культуры казачества детьми среднего школьного возраста
- Чувство ритма у детей младшего школьного возраста.
- Тема 4. Психическое развитие ребенка младшего школьного возраста-
- Младший школьный возраст
- 2.1 Характеристика младшего школьного возраста
- 16. Пед характеристика детей младшего школьного возраста.
- Младший школьный возраст.