2.2. Классификация методов обучения (Ю.К. Бабанский)
Одной из острых проблем современной дидактики является проблема классификации методов обучения. В мировой и отечественной практике предпринято много усилий по классификации методов обучения. Так как метод категория универсальная, «многомерное образование», обладает множеством признаков, то они и выступают в качестве оснований для классификаций. В настоящее время нет единой точки зрения по этому вопросу. Наличие различных точек зрения на проблему классификации отражает естественный процесс дифференциации и интеграции знаний о методах обучения. Разные авторы используют разные основания для классификации методов обучения.
Предложено много классификаций, в основу которых положен один или несколько признаков. Каждый из авторов приводит аргументы для обоснования своей классификационной модели.
Наибольшее распространение в дидактике последних десятилетий получила классификация методов обучения, предложенная академиком Ю.К. Бабанским. В ней выделяется три большие группы методов обучения:
1) Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
а) словесные (рассказ, лекция, семинар, беседа),
б) наглядные (иллюстрация, демонстрация и др.),
в) практические (упражнения, лабораторные опыты, трудовые действия и др.),
г) индукция и дедукция,
д) репродуктивные и проблемно-поисковые (от частному к общему, от общего к частному),
е) методы самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя;
2) Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:
а) познавательные игры,
б) учебные дискуссии,
в) создание ситуаций успеха в учении,
г) разъяснение,
д) поощрение и порицание ученика;
3) Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности:
а) методы устного контроля и самоконтроля в обучении,
б) методы письменного контроля,
в) лабораторный контроль,
г) машинный контроль,
д) самоконтроль.
Существуют и другие подходы к классификации методов обучения. Нужно отметить, что ни одна из классификаций не является совершенной, поэтому поиск классификаций в педагогической науке продолжается.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Вопрос 1.
- Теория элементарного образования И.Г. Песталоцци
- 1.1. И.Г. Песталоцци -- крупнейший представитель
- мировой педагогической мысли XVIII -- начала XIX вв.
- теории элементарного образования И.Г. Песталоцци
- 1.3. Значение педагогического творчества И.Г. Песталоцци
- Вопрос 2.
- Методы организации учебно-познавательной деятельности (Ю.К.Бабанский)
- 2.1. Понятие и сущность метода обучения
- 2.2. Классификация методов обучения (Ю.К. Бабанский)
- 2.3. Краткая характеристика методов обучения (по Ю.К. Бабанскому)
- Список использованной литературы
- 9. И.Г. Песталоцци
- 26. Теория элементарного образования Песталоцци
- Теории элементарного образования и.Г. Песталоцци
- 16. Теория элементарного образования Песталоцци
- Тема V. Теория элементарного образования и развивающего обучения и.Г. Песталоцци
- Теория элементарного образования Песталоцци
- 3. Теория элементарного образования и.Г. Песталоцци
- 2.2 Основа дидактики Песталоцци. Теория элементарного образования