logo
Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках литературного чтения

§1. Сущность понятия познавательной деятельности в психолого-педагогической литературе

Познавательная деятельность является одной из ведущих форм деятельности ребенка, которая стимулирует учебную на основе познавательного интереса [6]. Поэтому активизация познавательной деятельности школьников - составная часть совершенствования методов обучения (преподавания и учения). Широкое понятие активности учащихся имеет философский, социальный, психологический и иные аспекты. Рассматриваемое в психолого-педагогическом аспекте, это понятие связано с целями обучения.

Учебно-познавательная деятельность учащихся в школе - необходимый этап подготовки молодого поколения к жизни. Это деятельность особого склада, хотя структурно и выражает единство с любой другой деятельностью. Учебно-познавательная деятельность - это направленность учебной деятельности на познавательный интерес [7].

Невозможно переоценить значение познавательной деятельности для общего развития школьника и формирования его личности. Под влиянием познавательной деятельности развиваются все процессы сознания. Познание требует активной работы мысли, и не только мыслительных процессов, но и совокупности всех процессов сознательной деятельности [8].

Общеизвестно, что личность развивается только в процессе собствен

ной деятельности. «Научить человека плавать можно только в воде, а научить ребенка действовать можно только в процессе деятельности» [9]. Вопрос о движущих силах развития ребенка решается в контексте понятия ведущей деятельности.

Приведём различные определения понятия «деятельность», встречающиеся в психолого-педагогической литературе.

Так, Щукина Г.И. определяет деятельность как «специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования» [66].

Психолингвист Горностаева З.Я. в свою очередь, под деятельностью понимает «динамическую систему взаимодействий субъекта с миром, в процессе которых происходит возникновение и воплощение в объекте психического образа и реализация опосредованных им отношений субъекта в предметной действительности» [11; 58-62].

Основным условием, способствующим формированию познавательной деятельности, является гуманистический, творческий, позитивный, эмоционально комфортный характер образовательной среды в школе.

Процесс обучения определяется стремлением учителей активизировать учебную деятельность учащихся.

Задачи современного обучения заключаются не только в том, чтобы обеспечить усвоение школьниками программ, но и в том, чтобы продвинуть их в развитии. Особенное значение работа над развитием детей приобретает в начальных классах. Такая работа является фундаментом дальнейшего становления личности школьника [10].