logo
Разработка рабочей программы по декоративно-прикладному искусству и керамике

2.1 Пояснительная записка

"right">«Самым высоким видом искусства,

"right">самым талантливым, самым гениальным

"right">является народное искусство,

"right">то есть то, что запечатлено народом,

"right">сохранено, что народ пронес через столетия».

"right">М.И. Калинин

Наиболее благоприятным для творческого развития детей является младший школьный возраст. Ученики уже обладают способностью аналитического мышления, что облегчает успешное овладение способами профессиональной художественной деятельности. Предметный материал представляет собой последовательность тщательно подобранных, постепенно усложняющихся заданий. Каждое новое задание базируется на уже изученном, содержит знакомые формы и выполняется уже известными ребенку приемами, но при этом дополнено новыми, более сложными, еще не знакомыми ему элементами. Изделия близки и понятны ребенку - это предметы, с которыми он сталкивается ежедневно и хорошо знает: игрушки, сладости, овощи, фрукты, грибы, насекомые, птицы, древние и сказочные животные, обитатели подводного царства [4].

На занятиях декоративно-прикладного искусства дети так же учатся бережно относиться к художественным материалам. У них формируются навыки культуры трудовой деятельности: планирование будущей работы, самоконтроль за своими действиями в процессе выполнения работы. Стремление достичь качественных результатов говорит об их настойчивости, способности к преодолению трудности [5]. При выполнении коллективных работ дети обучаются способам сотрудничества: договариваются об этапах работы над общей композицией.

Данная программа, основанная на личном педагогическом опыте, позволяет решать не только собственно обучающие задачи, но и создает условия для формирования таких личностных качеств, как уверенность в себе, доброжелательное отношение к сверстникам, умение радоваться успехам товарищей, способность работать в группе и проявлять лидерские качества. Также через занятия изобразительным творчеством появляются реальные возможности решать психологические проблемы детей, возникающие у многих в семье и школе.

Направленность программы - декоративно-прикладное искусство.

Основной направленностью данной программы являются:

1. приобщение детей к декоративно-прикладному искусству, формирование живого интереса и любви к нему, тем самым, способствуя развитию личности ребенка;

2. обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации;

3. интеграция личности в национальную и мировую культуру.

Принципы программы:

1. принцип творчества (программа заключает в себе неиссякаемые возможности для воспитания и развития творческих способностей детей);

2. принцип научности (детям сообщаются знания о форме, цвете, композиции и др.);

3. принцип доступности (учет возрастных и индивидуальных особенностей);

4. принцип последовательности (приступая к очередному этапу, нельзя миновать предыдущий);

5. принцип динамичности (от самого простого к сложному);

6. принцип сравнений (разнообразие вариантов заданной темы, методов и способов изображения, разнообразие материала);

7. принцип выбора (решений по теме, материалов и способов без ограничений);

8. принцип сотрудничества (совместная работа с родителями).

Отличительные особенности и новизна настоящей программы прослеживаются по нескольким направлениям:

- во-первых, данная программа, хотя и рассчитана на детей младшего и среднего школьного возраста (от 7 до 15 лет), ориентирована на то, чтобы дать им базовое систематизированное образование по декоративно-прикладному искусству и керамике;

- во-вторых, вся программа построена на широком использовании оригинальных авторских методик, связанных с включением в каждую тему разнообразных зрелищно-игровых приемов, способствующих систематическому формированию и поддержанию у детей мотивации к творчеству. Всевозможные сказочные ситуации, игровые задания, театрализованные действия стимулируют интерес, фантазийные поиски детей, в результате чего каждый ребёнок, независимо от своих способностей, ощущает себя волшебником, творцом, художником;

- в-третьих, представляемая в настоящем модернизированном варианте, расширенная по тематике, углубленная по содержанию, обогащённая современными игровыми приёмами, данная программа предлагает детям базовое систематизированное образование по декоративно-прикладному искусству, с перспективой последующей специализации в отдельных видах изобразительного искусства.

Актуальность и педагогическая целесообразность программы, в отличие от остальных, состоит в том, что по этой программе могут заниматься дети младшего школьного возраста, который является наиболее благоприятным для творческого развития. Ребенок младшего школьного возраста имеет небольшой опыт в освоении образного языка искусства. Его нужно очень многому научить: умению наблюдать, пользоваться различными художественными материалами, выражать свои мысли через изображение и т. п. Развить творческие способности маленького художника помогает данная программа по декоративно-прикладному искусству. На занятиях младший школьник активно развивает творческое воображение, фантазию, цветовосприятие, образное мышление, получает навыки полноценного общения.

Изобразительная деятельность занимает особое место в развитии и воспитании детей. Содействуя развитию воображения и фантазии, пространственного мышления, колористического восприятия, она способствует раскрытию творческого потенциала личности, вносит вклад в процесс формирования эстетической культуры ребёнка, его эмоциональной отзывчивости. Приобретая практические умения и навыки в области художественного творчества, дети получают возможность удовлетворить потребность в созидании, реализовать желание создавать нечто новое своими силами.

Целью дополнительной образовательной программы в первую очередь является - научить детей основам декоративно-прикладного искусства, а так же изобразительной грамоты и их активное творческое развитие с учётом индивидуальности каждого ребёнка посредством занятий декоративно-прикладной деятельностью, приобщения к достижениям мировой художественной культуры.

Задачи дополнительной образовательной программы -

обучающие, (связанные с овладением основами декоративно-прикладного искусства):

1. знакомство с жанрами декоративно-прикладного искусства;

2. знакомство с различными художественными материалами и техниками изобразительной деятельности;

3. овладение основами перспективного построения фигур в зависимости от точки зрения;

4. приобретение умения грамотно строить композицию с выделением композиционного центра;

развивающие, (связанные с совершенствованием общих способностей обучающихся и приобретением детьми умений и навыков, обеспечивающих освоение содержание программы):

1. развитие у детей чувственно-эмоциональных проявлений: внимания, памяти, фантазии, воображения;

2. развитие колористического видения;

3. развитие художественного вкуса, способности видеть и понимать прекрасное;

4. улучшение моторики, пластичности, гибкости рук и точности глазомера;

5. формирование организационно-управленческих умений и навыков (планировать свою деятельность, определять её проблемы и их причины; содержать в порядке своё рабочее место);

6. развитие коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих совместную деятельность в группе, сотрудничество, общение (адекватно оценивать свои достижения и достижения других, оказывать помощь другим, разрешать конфликтные ситуации);

7. воспитание терпения, воли, усидчивости, трудолюбия, аккуратности.

Методы и приёмы работы с детьми

Методы, применяемые при подготовке к занятиям подразделяются на:

1. словесные (рассказ-объяснение, беседа, чтение книг, лекция, сказка);

2. наглядные (демонстрация педагогом приемов работы, наглядных пособий, самостоятельные наблюдения учащихся, экскурсии);

3. практические (выполнение упражнений, овладение приемами работы, приобретение навыков, управление технологическими процессами).

4. на занятиях используются игры и игровые приемы, которые создают непринужденную творческую атмосферу, способствуют развитию воображения;

5. частично-поисковый метод направлен на развитие познавательной активности и самостоятельности. Он заключается в выполнении небольших заданий, решение которых требует самостоятельной активности.

Большое внимание уделяется творческим работам. Это позволяет соединить все полученные знания и умения с собственной фантазией и образным мышлением, формирует у ребенка творческую и познавательную активность. Для успешной реализации поставленных задач, программа предполагает тесное взаимодействие с педагогами и родителями. Такое сотрудничество определяет творческий и познавательный характер процесса, развитие творческих способностей детей, обуславливает его результативность.

Работа с педагогами предусматривает: беседы, консультации по развитию творческих способностей и использованию нетрадиционных техник рисования в работе детей, проведение мастер-классов, семинаров-практикумов, изготовление самодельных инструментов для рисования.

Работа с родителями предполагает: индивидуальные консультации, беседы и рекомендации, папки-раскладки, информационные стенды, показ открытых занятий, выставки детского творчества и анкетирование по вопросам художественного развития детей.

Программа ориентирована на младшего школьника. Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы с 7 до 15лет. Нижняя граница возраста обусловлена лицензией и уставом учреждения, индивидуальными особенностями детей.

Наполняемость группы - 10 человек. Период обучения - 170 часов.

Занятия целесообразно проводить один раз в неделю по одному учебному часу.

Содержание и объем стартовых знаний, необходимых для начального этапа освоения программы, ориентироваться на образец и указания преподавателя, задумывать и осуществлять свой замысел, привлекая для этого все имеющиеся в данный момент средства.

Методическое обеспечение программы дополнительного образования детей: включает в себя дидактические принципы, методы, техническое оснащение, организационные формы работы, формы подведения итогов. При подготовке к занятиям большое внимание уделяется нормам организации учебного процесса и дидактическим принципам. Прежде всего, это принцип наглядности, так как психофизическое развитие учащихся 7-15 лет, на который рассчитана данная программа, характеризуется конкретно-образным мышлением. Следовательно, учащиеся способны полностью усвоить материал при осуществлении практической деятельности с применением предметной (образцы изделий, практические упражнения, экскурсии), изобразительной (учебно-наглядные пособия) и словесной (образная речь педагога) наглядности. Естественно, что достижение поставленной цели в учебно-воспитательной деятельности во многом зависит от системности и последовательности в обучении. При строгом соблюдении логики учащиеся постепенно овладевают знаниями, умениями и навыками. Большое внимание также уделяется принципам доступности и посильности в обучении, методу активности, связи теории с практикой, прочности овладения знаниями и умениями. В программе широко используются технические средства обучения: телевизор, музыкальный центр, фотоаппарат, видеокамера, DVD и др. Так же используются методические пособия, которые более полно помогают раскрыть основные темы уроков. Одним из таких пособий является «ТЕХНИКА ОБРАБОТКИ ГЛИНЫ». Данная тема разделена на 2 этапа: «способ отминки» и «пластовой способ». Пособия имеют богатый ряд фотографий, помогающих ученикам наглядно понять объяснения педагога. Еще одним из таких пособий является «ТЕМАТИЧЕСКИЙ РЕЛЬЕФ». Данное методическое пособие разделено на 2 этапа: «этапы выполнения формы» и «этапы выполнения изделия в материале». Пособия раскрывают тему, начиная с этапов изготовления формы, заканчивая росписью готового изделия. Последним методическим пособием является: «изготовление тарелки, декорированной способом фляндровка» (рисунки 35-39).

Формами подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы являются ? выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции, участие детей в КВН, развлечениях, праздниках, досугах, посвященных русскому народному творчеству, в детских выставках и т. д.

В процессе обучения детей по данной программе, отслеживаются три вида результатов:

текущие (цель - выявление ошибок и успехов в работах обучающихся);

промежуточные (проверяется уровень освоения детьми программы за полугодие);

итоговые (определяется уровень знаний, умений, навыков по освоению программы за весь учебный год и по окончании всего курса обучения). Выявление достигнутых результатов осуществляется через отчётные просмотры законченных работ. Количество работ ? не менее 8 шт.

Средства, необходимые для реализации программы:

класс, материал, учебно-методическая литература, наглядные пособия, натурный фонд, инструмент и оборудование.

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности

В результате реализации программы предполагается достижение определённого уровня овладения детьми изобразительного искусства. Дети будут знать специальную терминологию, получат представление о видах и жанрах декоративно-прикладного искусства, научатся обращаться с основными художественными материалами и инструментами. Прохождение программы предполагает овладение учащимися комплексом знаний, умений и навыков, обеспечивающих в целом ее практическую реализацию.