1.1 Развитие личности как психолого-педагогическая проблема
Сегодня, в период перестройки образования, размышления о формировании и развитии личности получили особенно актуальное звучание.
В новом законе «Об образовании в Российской Федерации» подчеркиваются, что: «Целью образования является всестороннее развитие талантов, умственных и физических способностей, воспитание высоких моральных качеств, формирование граждан, способных к сознательному общественному выбору, обогащение на этой основе интеллектуального, творческого, культурного потенциала народа, обеспечение квалифицированными работниками, специалистами »[8, с. 2].
Теоретические аспекты воспитания и развития личности, определение его содержания, интересовали как исследователей прошлого (А. Макаренко, В. Сухомлинский), так и современных ученых (Д. Белухин, А. Бойко, В. Рыбак и др.). Концептуальным положением о формировании личности посвящены работы таких ученых, как А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, К.К. Платонов, В. Асеев, Л.И. Божович, Б.В. Зейгарник.
Несмотря на значительное количество исследований и большой объем опубликованных работ, проблема формирования и развития личности нельзя считать решенной. Она всегда актуальна и чрезвычайно важна, учитывая объективную потребность общества в формировании гармоничной, целостной, всесторонне развитой личности.
Формирование и развитие личности - непрерывный и исключительно сложный процесс, в котором действуют многие факторы, как стихийных, так и целеустремленных. Главные из них - социализация, воспитание и саморазвитие. [6, с. 4]
Социализация - это двусторонний процесс, предполагает усвоение социального опыта общества и участие воспитания в системе социальных связей.
Социализация осуществляется под воздействием объективных и субъективных факторов жизненных обстоятельств. Условно они делятся на такие группы, как макрофакторы (общество, государство, мир, планета, космос), микрофакторы (семья, учебно-воспитательные заведения, общественные организации, объединения сверстников, средства массовой коммуникации, другие воспитательные институты), мезафакторы (этнокультурные условия и тип населения, в которых живет и развивается человек).
Воспитание - это целенаправленное управление процессом развития личности. Воспитание находится под полным социальным и педагогическим контролем и осуществляется через образование и организацию жизнедеятельности воспитанников. Именно в нем осуществляется взаимодействие объективных и субъективных факторов в развитии личности [5, с. 3].
Рассматривая процесс воспитания как двусторонний, необходимо отметить, что именно в этом осуществляется взаимодействие объективных и субъективных факторов в развитии личности.
Формирование и развитие личности определяется не только воспитанием, но и самовоспитанием. Эти два процесса имеют глубокую взаимную связь и решают единую задачу. Их различие состоит в том, что если воспитание означает воздействие на личность со стороны других людей, то самовоспитания исходит от самой личности. Самовоспитание начинается немного позже, чем воспитание. Если воспитание начинается с момента рождения человека, то самовоспитания - с момента созревания его сознания. Эта граница очень подвижная и различна для разных людей.
Целенаправленное самовоспитания представляет собой сложную борьбу человека с самим собой и требует эффективных приемов и методов. Одним из ведущих методов самовоспитания является самообразование. Современный специалист должен обладать способностью, добывать самостоятельно новые знания. Самовоспитание исходит от самой личности и регулируется самой личностью [2, с. 147].
Опираясь на труды психологов Б.Г. Ананьева [1] и В.С. Мерлина [17] можно утверждать, что развитие личности - это совокупность процессов качественных изменений психологической целостности человека, совершенствования его функциональной готовности, формирование операционных систем, а также таких психических новообразований, которые обеспечивают личности возможность относительно успешно решать свои жизненные проблемы.
Подытоживая вышеизложенное, отметим, что теоретическое и практическое значение проблемы всестороннего гармоничного развития личности, достижения им соответствующего уровня развития как необходимого условия осуществления усовершенствования общества ставит задачу единства интеллектуальной и волевой сфер духовной жизни человека.
Педагогика в состоянии успешно решения связывать поставленные перед ней задачи, только опираясь на знание закономерностей развития личности, учитывая психологические особенности.
- Введение
- Глава 1. Теоретические основы личностного развития студентов в условиях реформы образования
- 1.1 Развитие личности как психолого-педагогическая проблема
- 1.2 Возрастные и индивидуальные особенности и их учет в профессиональной подготовке студентов
- 1.3 Компетентностный подход к развитию личности студента в образовательном процессе ВУЗа
- 27. Компетентностный подход.
- 27. Компетентностный подход.
- Компетентностный подход в обучении
- 11.3. Компетентностный подход в образовании
- 11.3. Компетентностный подход в образовании
- 4. Условия реализации компетентностного подхода
- Развитие самообразования студентов вуза в условиях реализации компетентностного подхода
- Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании