2.2 Формирование у учащихся потребности в овладении знаниями и мотивов учения
Овладение изучаемым материалом и умственное развитие учащихся происходит только в процессе их собственной активной учебно-познавательной деятельности. Но когда же учащихся сам тянется к знаниям? Тогда когда он переживает потребность в учении, когда им движут здоровые мотивы и интерес к овладению изучаемым материалом. В этот отношении весьма глубокий смысл имеют слова выдающегося французского физика Паскаля: ученик - это не сосуд, который нужно заполнить, а факел, который надо зажечь.
Как же нужно формировать у учащихся потребность в учении? На формирование потребности оказывает влияние целая совокупность педагогических факторов и методических приёмов. Весьма действенным фактором в этом отношении является личность учителя, его эрудиция и мастерство преподавания. В этом случае срабатывает психологический механизм подражания, и учащиеся переживают внутренние противоречия между достигнутым и необходимым уровнем своих знаний, что и стимулирует их к более активному учению.
Формированию потребности в учении способствует доброжелательное отношение учителя к учащимся, основанное на уважении и требовательности к ним. Уважение учителя способствует укреплению у учащихся чувства собственного достоинства, проявлению благожелательности к учителю, что побуждает их старательно овладевать его предметом. Требовательность же уважаемого учителя позволяет им переживать недостатки в своём учении и поведении и вызывает стремление к их преодолению.
Для развития потребности большое значение имеют специально используемые для этого учителем методические приёмы обучения: демонстрация наглядных пособий, технических средств обучения, привлечение в процессе изложения нового материала ярких примеров и фактов, создание проблемных ситуаций, возбуждающих у учащихся внутренние противоречия между вновь возникающими познавательными задачами и недостаточным уровнем имеющихся знаний для их решения.
Существенное влияние оказывает та общая закономерность воспитания, согласно которой активная деятельность учащихся стимулируется радостью достигаемых успехов в учении. Каждый учащийся живёт надеждой и стремится к успешному овладению знаниями. Если эти надежды и стремления сбываются, у учащихся крепнет уверенность в своих силах. В тех же случаях, когда ученик начинает отставать, когда трудности в учении не только не преодолеваются, но и нарастают, он теряет веру в успех и ослабляет свои усилия. В этом смысле не теряет своей педагогической актуальности мысль Я.А.Коменского о том, что учиться должно, быть легко и приятно. Трудное же учение, как правило, бывает малопродуктивным и зачастую совсем убивает желание не только учиться, но и посещать школу.
- 1. Сущность обучения как педагогического процесса и его задачи
- 2. Внутренняя структура процесса обучения
- 2.1 Определение целевого компонента обучения
- 2.2 Формирование у учащихся потребности в овладении знаниями и мотивов учения
- 2.3 Определение содержания учебных занятий
- 2.4 Организация учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению изучаемым материалом
- 2.5 Придание процессу обучения эмоционально-волевого характера
- 2.6 Регулирование и контроль над ходом учебно-познавательной деятельности
- 2.7 Оценка и самооценка качества овладения изучаемым материалом
- 3. Развитие учащихся в процессе обучения
- Список литературы
- 1.1. Процесс овладения грамотой
- Развитие теоретического мышления в процессе овладения системой знаний.
- 4. Образование как результат овладения знаниями умениями и навыками.
- 1.5.2. Проблемы, возникающие при овладении научными знаниями
- 31. Принцип прочности в овладении знаниями
- Развитие теоретического мышления в процессе овладения системой знаний
- 4.5. Психолого-педагогический анализ процесса овладения знаниями, умениями и навыками
- Как условие и средство овладения знаниями