logo
Аксиология (ценности) современного образования

Заключение

Ценность как понятие определяет «…значимость чего-либо в отличие от существования объекта или его качественных характеристик». В философии проблема ценностей рассматривается в неразрывной связи с определением сущности человека, его творческой природы, его способности созидать мир и самого себя в соответствии с мерой своих ценностей. Человек формирует свои ценности, постоянно разрушает противоречия между сложившимся миром ценностей и антиценностей, использует ценности как инструмент поддержания своего жизненного мира, защиту от разрушающего воздействия энтропийных процессов, угрожающих рождаемой им реальности. Ценностный подход к миру требует рассмотрения объективной реальности как результата человеческого самоутверждения; мир при таком подходе -- прежде всего реальность, освоенная человеком, превращенная в содержание его деятельности, сознания, личностной культуры.

В иерархии ценностей современного образования наиболее высокий ранг имеют «ценности-качества», т.к. именно в них проявляются характеристики педагога. К их числу относятся многообразные и взаимосвязанные индивидные, личностные, статусно-ролевые и профессионально-деятельностные качества, производные от уровня развития целого ряда способностей: прогностических, коммуникативных, креативных, эмпатийных, интеллектуальных, рефлексивных и интерактивных.

Кризис российского образования многогранен. Однако главным нам представляется антропологический план проблемы, поскольку сама сущность образования состоит в становлении человека человеком, в обретении индивидом многомерной личностной идентичности. Поэтому главным сегодня является ответ на вопрос: каким должен быть образ современного человека, чтобы образование могло соответствовать ему?

Список литературы

1. Валицкая В.В. Философские основания современной парадигмы образования. // Педагогика. - 1997. -№3.-С. 15-19.

2. Вербицкая Л.А., Касевич В.Б. О модернизации российской высшей школы: сегодняшние проблемы и возможные решения. // Вопросы образования 2004 № 4. С. 10 - 22.

3. Вифлиемский А. Продолжение реформ следует… // Народное образование, 2005 № 2. С. 28 - 36.

4. Горовая В.И. Конструктивная педагогическая аксиология. // http://www.portalus.ru/modules/shkola/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1194957899&archive=1195596857&start_from=&ucat=&

5. Гуревич П.С. Философская антропология. М., «Вестник», 1997, стр.400-417.

6. Каган М.С. Философская теория ценности. СПб, 1997.

7. Купцов В.И., Девятова С.В. Образование в XX столетии. // Вестник МГУ, 2003 № 1. С. 3 - 19.

8. Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. М., 2004.

9. Образование в 2013 году. Материалы дискуссии (2003 год). // Вопросы образования, 2004 № 1. С. 232 - 273.

10. Плеханов Е.А. Приоритеты и ценности современного образования. // http://orel.rsl.ru/nettext/russian/plehanov/prioity.htm

11. Философия, культура и образование (материалы круглого стола). // Вопросы философии. - № 3. -1999. - С. 3 - 54.

12. Философский энциклопедический словарь. М., 1983.