logo
Акселерация у подростков-спортсменов

2.1 Психологические особенности игры в волейбольной команде

Проблема совместимости и срабатываемости в спортивной деятельности - одна из актуальных в психологии спорта, в специфике командных видов спорта, в том числе и волейбола.

Совместимость лежит в основе формирования взаимопонимания, межличностного взаимодействия, взаимоотношений и срабатываемости взаимодействующих спортсменов. Сочетание личностных характеристик, положительно влияющих на результаты совместной деятельности, определяется как совместимость. Основной компонент совместимости - субъективная удовлетворенность взаимодействующих людей.

Срабатываемость определяется как единство (оптимальность) взаимодействующих людей при выполнении совместной деятельности. В качестве признаков срабатываемости выступают: высокая продуктивность членов группы, точность и согласованность действий, благоприятные межличностные взаимоотношения, надежность коллективной работы, быстрота овладения новыми совместными действиями, стабильность их выполнения.

Психологическая совместимость рассматривается как феномен, включающий межличностные отношения, и предполагает следующее:

1. Комплиментарность потребностей, подразумевающую дополнение к проявлению потребностей. Например, когда один из субъектов проявляет сильное стремление к лидерству, а другой - потребность в повиновении.

2. Конгруэнтность потребностей, когда оба субъекта (партнеры) обладают сходными потребностями, удовлетворяемыми одними и теми же межличностными отношениями.

3. Комплиментарность навыков, предполагающую компенсацию недостаточно развитых у одного субъекта способностей другим (партнером).

4. Комплиментарность знаний, когда оба партнера обладают неперекрещивающимися знаниями, так что каждый из них может учиться у другого.

5. Общность ценностей, когда партнеры по совместной деятельности имеют общую систему ценностей и правила поведения.

Эффективность совместной деятельности и формирование оптимальных межличностных взаимоотношений обусловлены тремя видами совместимости - социальной, психологической и психофизиологической [8]. Они проявляются во всех разновидностях деятельности, в том числе и спортивной. Для срабатываемости членов группы необязательно наличие всех трех видов совместимости. Полная совместимость членов группы предполагает оптимальное сочетание всех ее видов и наличие определенного соотношения между ними, их взаимодополняемость.

Существенное значение в совместимости и срабатываемости, особенно для командно-игровых видов спорта, имеет структура ролевых взаимоотношений в команде. В спортивных командах выделяются различные роли: социальная, межличностная, функциональная. Более существенна для срабатываемости в спортивной команде функциональная роль игрока, которая проявляется в том поведении, которое ожидается от спортсмена другими участниками команды в соответствии с распределением соревновательных функций (нападающий, защитник, разыгрывающий и т.д.). Важный момент в срабатываемости - то, чтобы эта роль была принята и усвоена игроком. В противном случае возможно проявление конфликтного поведения со стороны этого игрока. Правильное распределение ролевых функций, основанное на учете индивидуальности игрока, его подготовленности, ряде личностных качеств, обусловливает эффективность групповой деятельности.

Важный фактор при дифференциации ролевых функций, а также для эффективности групповой деятельности - лидерство. Лидерство выступает как способ и средство организации групповой деятельности. В то же время оно может рассматриваться и как определенный механизм, извлекающий дополнительные скрытые возможности в команде. Оптимальное развитие процесса лидерства и определенные сочетания в системе лидер-исполнитель рассматривается как фактор совместимости и срабатываемости членов спортивной группы. Так, наиболее оптимальное сочетание в перечисленных выше спортивных коллективах - сочетание лидер-исполнитель. Отсутствие лидера в группе или наличие в ней двух и более лидеров считается неблагоприятным фактором для срабатываемости партнеров.

Экспериментально показано, что совместимость личностных особенностей партнеров способствует созданию благоприятного психологического климата в экспериментальных группах и улучшению эмоционального состояния взаимодействующих спортсменов. [2]

Волейбол является командным видом спорта, следовательно, важен психологический климат в спортивной команде.

Установлено, что психологический климат спортивной команды это коллективное психическое состояние, характеризующееся степенью удовлетворенности от: психологической и физической защищенности со стороны группы, личных и командных успехов, норм поведения и форм общения синтонии чувств и эмоций, отношения к деятельности, единства взглядов и оценочных суждений.

Cтруктуру психологического климата составляют 12 базовых элементов:

1. Система потребностей.

2. Отношение к учебно-тренировочной и соревновательной деятельности.

3. Взаимоотношения в команде и отношение к самому себе.

4. Стиль руководства тренера.

5. Индивидуально-типологические и личностные качества тренера и спортсменов.

6. Социально-психологическая совместимость в системах "спортсмен-спортсмен", "тренер-спортсмен".

7. Конфликты между спортсменами, спортсменами и тренером.

8. Психологическое сопереживание.

9. Психологическое подражание.

10. Групповые настроения.

11. Коллективное мнение и традиции.

12. Социальные нормы поведения.

Необходимо констатировать, что помимо этих двенадцати элементов, существуют и другие, оказывающие в некоторых ситуациях не меньшее воздействие на характеристику психологического климата. Однако, как свидетельствуют результаты исследования Ю.А. Коломейцева и Г.В. Ложкина данные элементы отвечают принципу устойчивости и динамичности, иными словами они играют ведущую роль в регуляции психологического климата спортивной команды во всех тренировочных и соревновательных ситуациях.

Однако, психологический климат спортивной команды, как всякая, динамическая система, достигнув, пика социально-психологической готовности, не может длительное время находиться в этом состоянии. Неизменно наступает момент спада всех или каких-то функций. Переход из одного качественного образования в другое - смысл их существования. В связи с этим психологический климат, необходимо рассматривать не как нечто изначально данное, застывшее, а как образование, которое формируется, развивается и регулируется по форме и содержанию в зависимости от уровня развития его носителя - спортивной команды. Развитие коллектива проходит несколько стадий - становление, высшая форма развития и угасание. Этим стадиям соответствует динамика психологического климата. Высшую форму развития спортивной команды можно наблюдать в момент успешного ее выступления на соревнованиях. [11]

Поскольку волейбол - игра командная, каждый игрок свои действия должен согласовывать с действиями игроков всей команды. Эти особенности волейбольных соревнований требуют от спортсмена умения ориентироваться в быстро меняющейся обстановке, что возможно только при наличии полного самообладания и максимальной сосредоточенности.

В тактических действиях волейболистов реализуется их творческое мышление, память, представление и воображение. В волейболе побеждает тот, кто действует не по стандарту, обладает умением творчески осуществлять тактические замыслы с учетом действий противника. Для достижения победы необходимо применять наиболее целесообразные методы борьбы, находить наиболее эффективные в данных условиях способы и приемы, применять неожиданные для соперника комбинации, создавать ситуации, наиболее благоприятные для своей команды и наименее для соперника. Повысить тактическое мастерство можно благодаря развитию:

наблюдательности: умению быстро и правильно подмечать важные моменты соревновательной борьбы, быстро и правильно ориентироваться в сложной игровой обстановке;

сообразительности: умению быстро и правильно оценивать сложные ситуации, учитывать их последствия;

инициативности: умению эффективно и самостоятельно применять тактические замыслы противника и предвидеть результаты, как его, так и своих действий.

Волейбол - один из самых эмоциональных видов спорта. Быстрая смена игровых ситуаций, чередование удач и неудач, физическое напряжение, влияние зрителей требует большого всплеска эмоций, радости и переживаний. Как и другие виды спорта, систематические занятия волейболом способствуют формированию волевой сферы подростка: выдержки, настойчивости, формированию ответственного отношения к тренировкам, отношению к результатам игры как собственным достижениям, а не влиянию случайных факторов. Таким образом, существует мнение, что занятия спортом способствуют формированию интернального субъективного контроля, развитию личности подростка. [3]