3.2 Анализ данных исследования
Результаты анкетирования предоставлены в виде диаграмм.
Анализ результатов
1. Укажите ваш пол
Рисунок 1. Пол респондентов
По полученным данным (рис.1), мы видим, что из респондентов, принявших участие в социальной олимпиаде «Социальная безопасность в современном обществе» 13, 5 % юноши, 86,5% девушки. На наш взгляд, это обусловлено общим соотношением юношей и девушек обучающихся по специальности.
2. Укажите ваш курс
Рисунок 2. Курс респондентов
По полученным данным (рис.2) мы видим, что участие в олимпиаде принимают студенты всех курсов: но самое большое количество участников 35,2% студенты первого курса, это говорит о том, что заинтересованность студентов присутствует. Так же 24,3% студенты 3 курса, 18,9% студенты 2 курса, 13,5 студенты 4 курса и 8,1% студенты 5 курса. Что позволяет говорить о мотивации студентов к участию в олимпиаде.
3. Какой раз вы принимаете участие в олимпиаде?
Рисунок 3. Участие в олимпиаде
Большинство опрошенных респондентов (рис.3) 67,6% принимаю участие в олимпиаде первый раз, мы предполагаем, что это обусловлено не достаточной осведомленностью студентов.
4. По какой специальности обучаетесь
Рисунок 4. Получаемая специальность
5. Что для вас значит участие в олимпиаде по социальной работе?
Рисунок 5. Значение участия в олимпиаде
По полученным данным (рис.5), мы видим, что для большинства опрощенных респондентов (36%) участие в Олимпиаде это проверка знаний, самоанализ умений и навыков, связанных с будущей профессией, для других респондентов (23,4%) стимулирование к новым знаниям, самопознанию. Это говорит о том, что проявление академической активности у студентов, участвующих в Олимпиаде ярко выражено. Для 15,6% опрошенных участие в олимпиаде является обменом идеями, мнениями, советами и рекомендациями, для 14,1% возможность заявить о себе, своих способностях, талантах и умениям, что является выражением, как формального, так и неформального социального образования. Формальное является самостоятельным направлением системы образования, имеющим исторические, научные и практические предпосылки своего возникновения. Неформальное же, в свою очередь представлено как совокупность знаний и компетенций социальной направленности, полученных вне специального образования. Все это в совокупности является проявлением академической активности, выраженной в обмене опытом, полученном студентами как в ВУЗе, так и при творческом взаимодействии с конкретными личностями, дополнительного образования. Для 7,8% опрошенных респондентов, участие в олимпиаде это повышение своей квалификации, пополнение и систематизация знаний и для 3,1% студентов участие в олимпиаде это перспектива карьерного роста.
6. Работа по специальности
Рисунок 6. Работа по специальности
По полученным данным (рис.6), мы видим, что 81% опрошенных респондентов предполагают в будущем работать по специальности, что говорит, о заинтересованности студентов в участии в олимпиаде. И лишь 18% опрошенных не планирует работать по специальности.
7. Хотели бы вы принять участие во всероссийской олимпиаде по социальной работе/организации работы с молодежью?
Рисунок 7. Желание участвовать в ВОС
По полученным данным (рис.7), мы видим, что больше половины опрошенных респондентов 56,8% хотели бы участвовать во всероссийской олимпиаде по социальной работе, это говорит о том что проявлять академическую активность студенты готовы и на более масштабном уровне.
8. Почему Вы участвуете в олимпиаде
Рисунок 8. Мотивация к участию в олимпиаде.
52,3% опрошенных респондентов (рис.8) т.е. чуть больше половины участвует в Олимпиаде потому что это интересно, что ещё раз подтверждает академическую активность студентов. 18,2% участвуют потому что рассчитывают на академическое поощрение, что немало важно для мотивации в участии. 15,9% пошли «за компанию» и 13,6% хотели бы принять участие во всероссийской олимпиаде.
9. Участие на следующий год
Рисунок 9. Желание принять участие в олимпиаде в следующем году
86,5% респондентов предполагают (рис.9) принять участие в олимпиаде на следующий год и лишь 13,5% не собираются принимать участие. По полученным данным, можно сделать вывод о том, что студентам безусловно интересно участвовать в олимпиадах и почти все участники предполагают участвовать снова и снова.
10. Оцените уровень заданий по сложности
Рисунок 10. Уровень сложности заданий
По полученным данным (рис.10), мы видим, что 86,5% респондентов оценивают уровень сложности на 2, 8,1% на 3 и 5,4% на 1. Это говорит, о том, что сложность заданий приемлема и возможно даже усложнить задания.
11. Считаете ли вы возможным усложнить задания олимпиады?
Рисунок 11. Усложение заданий.
67,6% считают (рис.11) возможным усложнить задания олимпиады и 32,4% считают задания приемлимыми для олимпиады. Это говорит, о том, что задания олимпиады являются продуманными, уровень сложности приемлем.
12. Предложения
В качестве меры поощрения, респонденты предложили следующие:
- билет в театр или музей;
- сладкое поощрение;
- поощрение на экзамене;
- сертификат об участии.
Тематика следующей олимпиады:
- добавить психологию, этику, историю СР;
- молодежные организации;
- незащищенные слои населения;
- ОРМ, история и современность
- практическая работа специалистов
- вопросы о преподавателях.
Форма проведения следующей олимпиады
- игра;
- тест;
- викторина;
- творческий конкурс.
13. Как вы оцениваете организацию олимпиады
Рисунок 12. Оценка организации олимпиады
По полученным данным (рис.12), мы видим, что 54,1% опрошенных оценивают уровень проведение олимпиады на хороший, 29,7% - удовлетворительно и 16,2% - прекрасно.
14. Есть ли у вас нарекания или пожелания судебной комиссии?
Все респонденты единогласно ответили об отсутствии нареканий.
15. Что полезного дала вам Олимпиада
Рисунок 13. Опыт, полученный при участии в олимпиаде.
Больше половины респондентов (рис.13), а именно 53,5% ответили что олимпиада дала им возможность попробовать свои силы, 21,4% респондентов получили новые знания, это говорит об ярком проявлении академической активности.
Результаты интервьюирования представлены в виде таблиц.
Таблица 1. Интервью для преподавателей
Критерии |
Выдержки из интервью |
|
Оценка тенденций проведения олимпиад |
На сегодняшний день влияние оказывают внешние факторы (негативные условия). Когда обстановка нормализуется, тенденции будут положительные: участники, кадры есть, поэтому развиваться будем. Перспективы для развития есть. |
|
Оценка полезности проведения олимпиад на факультете |
Безусловно, полезный опыт. Олимпиады позволяют подготовить более подкованную в социальной сфере молодежь. |
|
Проявление активности студентов |
В первую очередь проявление академической активности, затем творческой. |
|
Мотивация студентов к участию в олимпиадах |
Одним из основополагающих мотивов является возможность получения стипендии. Так же: - личные амбиции; - проявление индивидуальности; - заслуга научного руководителя. |
|
Подготовка студентов к участию в ВОС |
- Самое главное изучить программу; - Обсудить возможности и распределить обязанности; - Провести мозговой штурм, найти ресурсы; - Дать студентам возможность проявить самостоятельность; - Поддерживать во всех начинаниях, но иногда указывать на ошибки. |
|
Оценка заданий, которые давались студентам на ВОС |
- Первые олимпиады были более продуманными, задания продуманны; - В Белгороде все тетрализованно, но главное академическакая, интеллектуальная активность, не была учтена; - Есть над чем работать. |
|
Оценка организации ВОС |
- Есть существенные замечания по организации представления работ; - Некомпетентная работа жюри; - Работа коллектива нашей кафедры в организации олимпиад систематизирована. |
|
Критерии отбора участников |
- Формальные критерий: победитель олимпиады на местном уровне. Неформальные критерии: - желание участвовать; - умение работать в команде; - исследовательская деятельность; - компьютерная грамотность. |
В качестве респондента выступила преподаватель кафедры социальной работы и социальной безопасности кандидат педагогических наук, доцент Евгения Владимировна Рыбак. По итогам интервью, можно сделать следующий вывод: респондент считает опыт проведения олимпиад факультетом социальной работы и социальной безопасности и участие студентов во Всероссийских олимпиадах, безусловно, полезным. Участие в олимпиадах формирует академическую, интеллектуальную и творческую активность. По мнению респондента, организация ВОС имеет существенные замечания, в основном по некомпетентной работе жюри. Организация же университетской олимпиады систематизирована.
Таблица 2. Интервью для студентов