logo
Адаптированная образовательная программа по математике во 2–ом Б классе для учащегося с легкой степенью умственной отсталости

Заключение

Несмотря на проблемы во внедрении инклюзивного образования в общеобразовательную систему, оно более гуманное и прогрессивное, чем традиционное, хотя и имеет ряд недостатков, о которых говорилось ранее. Формирование единого коррекционного пространства в образовательном процессе без помощи инклюзивных Ресурсных центров невозможно. Они выполняют важнейшую координационную и направляющую роль в системе интерактивного обучения. Профессиональная компетентность педагога в осуществлении инклюзивного образования тесно связана с соблюдением ФГОС, что нужно учитывать в повседневной педагогической деятельности. Проанализировав информацию об распространении интегративного воспитания и образования в стране и в регионах, мы пришли к выводу, что психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПК) является основной высокоэффективной технологией психолого-педагогического сопровождения инклюзивного процесса со своими особенностями программно-методического обеспечения образовательного процесса. Теоретический подход к изучению психологических особенностей детей с умственной отсталостью позволил глубоко изучить проблему инклюзивного обучения умственно отсталых детей, что помогло применить эти знания на практике. Таким образом, изучение практического опыта педагогических кадров психологического сопровождения детей с умственной отсталостью в РФ и непосредственно в КФО позволило создать определенную адаптированную образовательную программу по математике для учащегося с легкой степенью умственной отсталости, созданную на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Сакская средняя школа №2» города Саки, что свидетельствует о том, что можно создать условия для успешного обучения и благоприятной социализации такой категории детей.

К выпускной квалификационной работе прилагается : приложение А (таблица 1.), приложение Б (диаграмма1.), в которых отмечены сильные и слабые стороны инклюзивного ребенка , а также видимый прогресс в его развитии .

Список использованной литературы

1. Авдейчук Н. А. О формах и методах коррекционно-развивающей работы /Н.А. Авдейчук //Коррекционно-развивающее образование.2008. № 2. с.42-43.

2. Е.А., Резникова Е.В. Основы интегрированного обучения: пособие для вузов.- М.: Дрофа, 2008. с.44-45.

3. Забрамная С.Д. Некоторые психолого-педагогические показатели разграничения степеней умственной отсталости у детей на начальном этапе школьного обучения /С.Д. Забрамная, Т.Н. Исаева //Коррекционная педагогика: теория и практика. 2008. № 1. с. 5-13.

4. Инклюзивное образование. [Электронный ресурс] URL: http://www.inclusive-edu.ru/

5. Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. Руководство /Д.Н. Исаев. СПб.: ООО Издательство «Речь», 2007. 391 с.

6. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1- 4 классы. / Под ред. И.М. Бгажноковой. - М. Просвещение, 2008. с.15.

7. Организация инклюзивного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья: Учебное пособие /Отв. Ред. С.В.Алехина, Е.Н.Кутепова. - М.: МГППУ, 2013. с.143.

8. Программа специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида: 1-4 класс: В 2 сб./Под редакцией В.В. Воронковой. - М.: Гуманит. Изд.центр ВЛАДОС, 2001. - СБ. 1.- 232 с.

9. Пенин Г.Н. Инклюзивное образование как новая парадигма государственной политики // Вестник Герценовского университета. - 2010 г. -№ 9(83). - С. 41-47.

10. Сабельникова С.И. Развитие инклюзивного образования. Справочник руководителя образовательного учреждения. - 2009 г. -№ 1. - С.42-54.

11. Семаго Н.Я. Технология определения образовательного маршрута для ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Инклюзивное образование. Выпуск 2. - Москва: Школьная книга, 2010. с.25.

12. Сорокоумова С.Н. Психологические особенности инклюзивного обучения. // Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 12. - №3. - 2010 г. - С. 134-136.

13. Стребелева Е.А Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр: пособие для учителя-дефектолога /Е.А. Стребелева. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008. - 256с.: ил. (Коррекционная педагогика).

14. Ульянкова У.В. Интеграция детей с умеренными нарушениями развития в общеобразовательную среду: проблемы и перспективы развития /У.В. Ульянкова, Е.Е. Дмитриева //Коррекционная педагогика: теория и практика. 2008. № 4. С. 5-1

15. Уфимцева Л.П. Диагностические материалы для работы с младшими умственно отсталыми школьниками /Л.П. Уфимцева, Е.В. Благодатская //Специальная психология. 2007. № 1 С. 16-22.

16. Чупров Л.Ф. Психодиагностическая триада методик для исследования структуры интеллектуального развития младших школьников. - Черногорск-Москва: СМОПО, 2009 г. - 80 с.

17. Шинкарева Е.Ю. Право на образование ребенка с ограниченными возможностями в Российской Федерации и за рубежом: монография / Шинкарева Е.Ю. 2007 г. - Архангельск. - 96 с.

18. Шипицина Л.М. Инклюзия и интеграция: перспективы и проблемы // Материалы российского форума «Педиатрия Санкт-Петербурга: опыт, инновации, достижения» 20-21 сентября 2010 г. - СПб, 2010 г. - 200 с. (С. 14-18).

Приложение А

Таблица 1

Сферы развития

Сильные стороны ребенка

Слабые стороны ребенка

Академическая

-развито наглядно действенное мышление, в связи с этим прекрасно усваивает новый материал с показательной демонстрацией и с наглядными пособиями, с использованием запахов, звуков, расслабляющих и организующих игр;

- умеет выделять общий признак у предметов; - способен разделять предметы по родовым признакам; - развито пространственное мышление и умение определять взаимзависимость между величинами и розмещением их в пространстве; - ориентируется в понятиях «вправо», «влево» , «ввверх», «вниз».

- плохая память;

- недостаточно развито словесно- логическое мышление;

- затрудняется в обобщении наглядного материала;

- не развита способность раскрывать причинно- следственные связи, не умеет держать в уме сложные инструкции или многоходовые схемы ;

-непонимание лексического значения слов;

- слабо развиты анализ, синтез и гибкость мышления;

-не понимает смысл текста с подтекстом;

- не находит скрытый смысл в серии сюжетных рисунков;

Социальная

-обучен элементарным правилам и нормам этикета;

-стремится к общению с детьми и взрослыми;

-окружен заботой близких;

- конфликтный и периодический нарушитель дисциплины в классе;

- бескультурен, употребляет нецензурную лексику, плюет на других детей,дерется со взрослыми; в кабинете психолога переворачивает стол и стулья, вылазит на стол; валяется по полу; разрисовывает обои и мебель;

- бывает навязчив и нагл;

-не понимает иерархии «взрослый- ребенок»;

Самообслуживание

-самостоятельно переодевается на урок физкультуры;

-самостоятельно в столовой покупает себе еду;

-умеет нести портфель домой;

-собирать тетради в портфель;

-трудолюбивый, если

получает мотивацию извне;

-убегает с уроков и гуляет по городу;

- не старательный;

-безответственно относится к выполнению домашних заданий,

-не организован и не умеет планировать свой рабочий день;

Физическое развитие (моторное)

-стойкая способность объединять моторные навыки в связные сложные действия;

-устойчивое увеличение роста и веса;

- мелкая моторика рук в развитии; с трудом вырезает фигуры для аппликации;

-имеет сложности в выполнении упражнений

для развития мелкой моторики пальцев рук;

-зрительно-моторная координация в развитии;- с трудом рисует усложненные формы;

-часто болеет;

Коммуникативно- речевое

-искренне добросердечно стремится к общению с окружающими;

-речь неразборчива;с трудом изъясняет свои мысли; ему легче показать, чем рассказать;

- боится мнения со стороны одноклассников,стесняется перед классом выступать на уроке, писать на доске во время занятий;

- чувствует себя комфортно и раскрывается только во время индивидуальных занятий с хорошо знакомыми ему людьми;

- часто перебивает, не умеет слушат собеседника;

-не умеет писать правильно;

- маленький словарный

запас;

Эмоционально -волевое

-нерегулярный высокий самоконтроль; -эмоциональное включенность в общение при наличии интереса;

- периодическая эмоциональная уравновешенность;

-низкая работоспособность,

-умение сосредоточить внимание лишь на 30 -45 мин; бывает эмоционально неуравновешенным, импульсивный ,с низким самоконтролем:

-быстрая утомляемость;

-произвольное внимание;

- лень;

Сфера интересов и предпочтений

-просмотр мультфильмов и фильмов по телевизору;

- общение с взрослыми и сверстниками;

-катание на велосипеде;

-низкий уровень учебной мотивации;

-низкая познавательная активность или отказ от выполнения неинтересных заданий.

Приложение Б

Диаграмма1. Диаграмма заметных позитивных сдвигов в развитии ребенка с легкой степенью умственной отсталости.