logo
Подготовка старшеклассников к семейной жизни

1.2 Основные формы работы со старшеклассниками в процессе их подготовки к самостоятельной семейной жизни

старшеклассник семейный жизнь подготовка

Большой энциклопедический словарь дает определение понятия «форма» как способ организации, способ существования и выражения содержания, предмета, явления, процесса.

П.И. Пидкасистый в своем учебнике «Педагогика» дает следующее определение формы воспитания - это варианты, способы организации воспитательного процесса. И.П. Подласый считает, что форма воспитания - это внешнее выражение процесса воспитания.

В педагогической литературе единого подхода к классификации форм воспитательной работы нет. Наиболее распространенной является классификация форм воспитания по количеству охватываемых процессом воспитания людей. П.И. Пидкасистый относит к ним: массовые, групповые и индивидуальные. И.П. Подласый добавляет еще микрогрупповые формы. Существует классификация форм воспитания в зависимости от методов воспитания: словесные формы (лекции, диспуты, встречи, устные журналы и т.д.), практические формы (походы, экскурсии, конкурсы, кружки, трудовые дела и т.д.), наглядные формы (школьные музеи, тематические стенды и выставки и т.п.).

Основываясь на первой классификации, можно отметить, что нами были использованы индивидуальные, микрогрупповые и групповые формы работы. Опираясь на вторую классификацию, необходимо уточнить, что приоритетными были словесные и практические формы: воспитательный час «Как сложится ваша супружеская жизнь» в форме тестирования с последующим обсуждением, воспитательный час «Тили - тили тесто, жених и невеста» в форме деловой игры, диспуты «О любви, браке и семье» и «Девичья гордость и мужское достоинство». Кроме того, практиковались индивидуальные беседы и встречи «при свечах» после уроков, куда приходили все желающие.

1. Воспитательные часы.

Результаты и итоги воспитательных часов были описаны выше, поэтому мы остановимся на методике их проведения.

Тема: «Как сложится ваша супружеская жизнь?».

Форма проведения: тестирование с последующим комментированием и обсуждением.

Воспитательные задачи:

1. Ознакомление учащихся с функциями современной семьи;

2. Выявить степень готовности к семейной жизни и на этой основе сделать прогноз благополучия супружества;

3. Выработать установку на создание прочного брака.

Подготовительный этап:

1.Распечатать тест - карту в нужном количестве экземпляров.

2.Изучить все ее основные позиции, условные обозначения, шкалу оценок вариантов, ключ к тест - карте.

3.Подготовить интересные примеры на тему супружества для повышения качества прогноза, ознакомления учащихся с функциями современной семьи.

Основной этап.

Чтобы определить готовность к семейной жизни, юношам и девушкам нужно выбрать в каждой из десяти предложенных ниже ситуаций по одному из трех вариантов и подсчитать результаты в баллах по шкале оценок для каждого из трех вариантов поведения («П»- правильное, «В»- возможное, «Н»- неверное)

Таблица №1 Тест-карта оценки готовности к семейной жизни (И.Ф. Юнда).

Типичные ситуации, варианты поведения.

П

В

Н

I.У юноши (девушки) неприятности на работе:

недовольство, упреки в нерасторопности, неумении ладить с начальством, решать производственные вопросы;

спокойно-дружеские отношения, иногда с утешением и разделением огорчения;

сопереживание, проявление нежности, стремление успокоить, поддержать уверенность в правоте.

II. Встреча гостей - родителей, родственников и друзей:

прием простой, без особого энтузиазма, чайный стол с обсуждением семейных проблем и новостей;

прием без всякого энтузиазма, без проявлений признаков должного уважения, в разговоре порой проскальзывает недовольство;

прием в торжественной обстановке, с празднично накрытым столом, любимыми кушаньями гостей, культурно - развлекательной программой

III. Совместные покупки, заготовка продуктов:

дружное обсуждение планов, в реализации которых все члены семьи принимают посильное, но активное участие;

единоличное принятие решения, один из супругов отдает распоряжения, другой выполняет их;

безучастное отношение к предстоящему, отрицательные высказывания по поводу планов с последующей критикой сделанного, ссорами по этому поводу.

IV. «Мне некогда, я работаю»:

рассуждения типа: «Работа на работе, а дома время - семье, личной жизни»; отрицательная, порой раздражительная реакция на производственные проблемы;

отношение к занятости супруга (супруги) понимающее, хотя и без особого интереса к его (ее) профессии;

уважительное отношение к профессии, успехам, живой интерес к работе супруга (супруги) и трудовым проблемам.

V. Забота об уюте, эстетике быта, чистоты одежды, белья; уборка квартиры, приготовление пищи с учетом различных вкусов:

рассуждения типа: «Идеальный порядок в доме - моя мечта, но одна (один) я не в состоянии справиться, нужны помощник и стимул»;

предпочтение самостоятельных занятий домоводством с адекватным восприятием доброжелательной критики и пожеланий, без отказов от полезной помощи;

рассуждения типа: «Признаю, что порядок в доме - хорошо, но заниматься им нет никакого желания; если бы кто-то взял уборку, стирку и приготовление пищи на себя, я была (был) бы очень рада (рад)».

VI. Сексуальные отношения:

сдержанность и умеренность в достижении сексуального удовлетворения;

сексуальные отношения занимают доминирующее место в семейной жизни, все остальное имеет соподчиненное значение;

половая жизнь отодвигается на задний план, главные интересы сосредоточены на материальном обеспечении, социальном престиже, трудовой деятельности.

VII. Забота о потомстве:

рассуждения типа: «Поживем для себя, подумать о ребенке не поздно и через несколько лет»; «Ребенок в семье нужен, но хочу не более одного».

Желание иметь как можно больше детей;

Желание иметь двоих-троих детей.

VIII. Забота о воспитании детей:

предоставление ребенку возможности самовоспитания, свободы выбора и действий;

стремление к разностороннему (интеллектуальному, психоэмоциональному и физическому) развитию ребенка;

противопоставление интеллектуальных и спортивно-физических наклонностей; курс на одностороннее развитие способностей.

IX. Самосовершенствование в рамках семьи:

забота о всестороннем развитии каждого, индивидуальное овладение мастерством, выработка активной жизненной позиции;

развитие в старринге (все только вдвоем, вместе), взаимное ограничение социальной активности;

досуг без целевых устремлений, поощрение свободного времяпровождения.

X. Выбор и развитие коммуникабельности:

импонирует скромное поведение в обществе, добросовестный труд не связан со стремлением завоевать всеобщее внимание, но ценится умение отстаивать свои позиции;

главным считается умение «не высовываться, быть незаметным в общении вне семьи, а порой и дома»;

стремление совершенствовать манеры поведения и формы общения, утверждать и с достоинством представлять свою семью и себя лично.

Таблица №2Шкала оценок вариантов.

Типичные ситуации.

Выбранный вариант поведения, баллы.

П

В

Н

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

IX

X

-5

5

10

-3

10

10

-5

-5

10

5

10

-3

5

5

15

5

15

15

5

-3

15

10

-3

10

-5

-3

10

10

-3

10

Ключ к тесту.

Сумма баллов от 70 до 120 свидетельствует о достаточной подготовленности к семейной жизни, 22-70 баллов - об удовлетворительной и ниже 22 баллов - о недостаточной подготовленности.

Положительные результаты отнюдь не являются абсолютными для прогноза семейного благополучия, но они в существенной мере отражают наличие основы для построения дружной, крепкой семьи.

Наиболее результативными являются инновационные формы воспитательной работы, среди которых - деловая игра.

Тема: «Тили-тили тесто, жених и невеста».

Форма проведения: деловая игра.

Воспитательные задачи:

1. Формирование готовности «осмысленно встретить трудности семейной жизни»;

2. Выработка умений принимать решения в многообразных ситуациях семейной жизни;

3. Стимулирование интереса к выработке элементарных умений культуры семейного общения.

Сформированные задачи в наибольшей степени могут быть достигнуты при использовании такой формы работы, как деловая игра. Она, как никакая другая форма, приближает условия занятия к реальным условиям. Деловая игра учит искать и принимать решения, а не получать готовые рецепты на все случаи жизни. Кроме того, с помощью деловой игры создается непринужденная, творческая атмосфера, где воспитывается товарищество, сотрудничество.

Организационный этап.

Этот этап состоит из четырех элементов.

Элемент 1: комплектование бригад. Ребята делятся на пары (у нас было 5 пар);

Элемент 2: избрание «судей». Игра невозможна без самоуправления. Одно дело, когда педагог один вершит и правит, а другое - когда это делают сами учащиеся. У нас было 3 «судей», в их числе был классный руководитель;

Элемент 3: ознакомление ребят с условиями игры. 1) задания выполняются с ограничением времени; 2) ответы оцениваются «судьями»: качество, этичность поведения, быстрота подготовки ответов;

Элемент 4: заявление ведущего игры - «Стоящих на пороге взросления нередко острые языки называют «женихами» и «невестами», т.е. людьми вплотную подошедшими к порогу семейной жизни. Но чтобы вступить в брак нужно быть не только молодым и влюбленным, но еще мудрым и умелым, рассудительным и ответственным. Каждая игровая пара выступает в роли молодой семьи и все задачи решает совместно, как водится в хорошей семье».

Игровой этап. Этот этап состоит из нескольких шагов - заданий.

Шаг 1: Опросник «Я и моя новая семья».

1. Кем является мать женатого мужчины по отношению к его жене?

2. Замужняя женщина по отношению к родным ее мужа?

3. Сестра женатого мужчины по отношению к его жене?

4. Женатый мужчина по отношению к своей жене?

5. Мать замужней женщины по отношению к ее мужу?

6. Отец замужней женщины по отношению к ее мужу?

7. Брат жены по отношению к ее мужу?

8. Брат женатого мужчины по отношению к его жене?

9. Отец женатого мужчины по отношению к его жене?

10. Женатый мужчина по отношению к родным его жены?

11. Отец замужней женщины по отношению к родным ее мужа?

12. Замужняя женщина по отношению к своему мужу?

Ответы: 1.Свекровь. 2. Невестка. 3. Золовка. 4. Муж. 5.Теща . 6. Тесть. 7. Свояк. 8. Деверь. 9.Свекор. 10.Зять. 11.Сват. 12. Жена.

Шаг 2. «Молодоженам бог послал тридцать тысяч рублей». Задание: «У вас тридцать тысяч рублей. Вам предстоит жить в однокомнатной квартире. Из приведенного ниже перечня товаров выберете самое необходимое». При оценивании ответов учитывалась экономичность (оставят ли хоть немного денег «на потом»), практичность, стремление к эстетичности в квартире. Время на подготовку ответа - 10 минут.

Перечень товаров

№ п/п

Наименование товаров

Стоимость

1.

Пылесос

1. 4000 грн.

2.

Кресло - кровать

2. 2800 грн.

3.

Будильник

3. 300 грн.

4.

Магнитофон

4. 3500 грн.

5.

Сковорода

5. 150 грн.

6.

Ковер

6. 1780 грн.

7.

Сервиз чайный

7. 520 грн.

8.

Веник

8. 50 грн.

9.

Телевизор

9. 6000 грн.

10

Набор ложек, вилок, ножей

10. 430 грн.

11.

Набор кастрюль

11. 1100 грн.

12.

Журнальный столик

12. 1750 грн.

13.

Чашка с блюдцем

13. 30 грн.

14.

Хрустальные бокалы

14. 470 грн.

15.

Ваза для цветов

15.180 грн.

16.

Компьютер

16. 25000 грн.

17.

Шкаф

17. 3200 грн.

18.

Видеомагнитофон

18.3200 грн.

19.

Диван

19.5100 грн.

20.

Чайник электрический

20. 1200 грн.

21.

Утюг

21. 1200 грн.

22.

Люстра

22. 800 грн.

24.

Стол обеденный

24. 1150 грн.

25.

Чайник метал.

25. 280 грн.

26.

Зеркало овальное

26. 350 грн.

27.

Стол кухонный с табуретками

27. 2400 грн.

28.

Холодильник

28. 8000 грн.

29.

Тарелка

29. 20 грн.

30.

Гладильная доска

30. 500 грн.

31.

Стул

31. 650 грн.

Шаг 3. «Нестандартная ситуация». Предложенные ниже ситуации были отпечатаны и спрятаны в конверты, которые вытягивали сами участники. «Семьи» рассматривали различные ситуации, это позволило охватить более широкий круг семейных проблем. Время на подготовку ответа - 5 минут. Прежде чем начать этот этап, нужно вспомнить наиболее эффективные способы поведения в конфликте: конструктивные переговоры, регулярное обсуждение накопившихся проблем, составление брачного договора в начале совместной жизни и т.д.

Ситуация 1. На субботу у супругов разные планы: муж приглашен на корпоративную вечеринку, а жена - к подруге на день рождение. Каждый хочет провести этот вечер вдвоем.

Ситуация 2. Вы решили сделать ремонт на кухне, но ваши вкусы не совпадают: он хочет видеть интерьер в зеленом цвете, она - в синем и т. д.

Ситуация 3. Скоро Новый Год и нужно дарить подарки родственникам. Предложите список подарков родителям вашей «половины».

Ситуация 4. Вам сегодня предстоит прибить над окнами карнизы, постирать белье, купить продукты и приготовить обед, помыть посуду и полы, отнести вещи в химчистку и забрать обувь из ремонта. Предложи-те порядок дружных и согласованных действий мужа и жены.

Ситуация 5. У вашей жены грустное настроение из-за неприятностей на работе, о которых она не хочет рассказывать. Разговорите ее и окажите моральную поддержку.

Г) «Кулинарный поединок». Вы можете предложить детям любые задания - от чистки и резки лука или моркови до намазывания бутербродов или оформления канапе. Главное, что здесь оценивается - это слаженность в действиях и, конечно, скорость и качество.

2. Диспуты.

Перед тем как начать обсуждение определенных вопросов, я познакомила старшеклассников с правилами диспута и советами участникам диспута.

Правила диспута:

Диспут не классное собрание, т.к. на нем не принимается решений и постановлений.

Диспут не конференция, т.к. здесь не произносят специально подготовленных речей.

Диспут не урок, т.к. здесь не выставляют оценки.

Советы участникам диспута:

Прежде чем спорить, подумай, о чем будешь говорить, что доказывать.

Не искажай слов и мыслей своих товарищей.

Начиная спорить, ясно выскажи свои положения, которые будешь доказывать.

Помни, что лучшими способами доказательства являются точные факты, убедительные аргументы, ясная логика высказываний.

Не перебивай товарища, учись слушать.

Если доказали ошибочность твоего мнения, имей мужество признать правоту противника.

Заключая свое выступление, подведи итоги, сформулируй выводы.

Воспитательные цели диспутов:

Обсуждение жизненно важных, спорных вопросов.

Выработка собственной четкой позиции по обсуждаемому вопросу.

Сопоставление различных мнений.

Отработка умения правильно говорить и слушать оппонента.

Тема: «О любви, семье и браке».

Вопросы, вынесенные на обсуждение:

Достаточно ли только любви для вступления в брак?

Что нужно для создания прочной семьи?

Тема: «Девичья гордость и мужское достоинство».

Вопросы, вынесенные на обсуждение:

В чем они заключаются и как должны проявляться?

Существует ли расхождения между вашим представлением об идеальном (ой) юноше (девушке) и тем, каков (а) он (а) в действительности.