logo
Адаптированная образовательная программа по математике во 2–ом Б классе для учащегося с легкой степенью умственной отсталости

2.2 Педагогические навыки сопровождения детей с умственной отсталостью, приобретенные на базе МБОУ «Сакская средняя школа № 2» Республики Крым

Хотелось бы акцентировать внимание на приобретенный педагогический опыт работы с умственно отсталым ребенком в условиях инклюзии на базе МБОУ «Сакская средняя школа № 2» Республика Крым.

Ребенок обучался на очной форме в условиях инклюзивного обучения по адаптированной основной общеобразовательной программе для детей с умственной отсталостью во втором классе. У ребенка наблюдалось стойкое легкое нарушение познавательной деятельности с поведенческими нарушениями, системное недоразвитие речи II уровня[15]. Характеристика познавательной сферы ребенка: операции мышления развиты соответственно возрастной норме, мальчик умеет классифицировать, исключать лишнее, обобщать, выделять простые и сложные аналогии, существенные признаки, память: слуховая и зрительная развиты слабо, с трудом запоминает стихотворения, внимание: перключение - низкий уровень, концентрация и устойчивость внимания соответствует среднему уровню, работоспособность низкая, эмоциональная неустойчивость[16].

Контроль, коррекция, коррекционно-развивающая программа «Развитие познавательной сферы и коммуникативных навыков» (для работы с педагогом-психологом), адаптированная специальная (коррекционная) программа образовательных учреждений VIII вида были созданы с учетом сильных и слабых сторон ребенка (см.Приложение №1).

Мальчик также нуждался в занятиях с логопедом по коррекции звукопроизношения, лексико-грамматического строя речи, занятия с педагогом - психологом гармонизировали эмоциональную и мотивационную сферу, а так же формировали мотивационные, коммуникативные навыки, развивали концентрацию и устойчивости внимания, вербально-логическое мышление.Что привело к позитивным изменениям в его развитии

(см. Приложение Б).

Адаптированная специальная (коррекционная) программа образовательных учреждений VIII вида, использованная для обучения ребенка с особыми потребностями, была составлена на основе адаптированных специальных (коррекционных) программ образовательных учреждений VIII вида В.В. Воронковой [8], И. М. Бгажноковой [6], Е. А. Екжановой.

В данном случае рассматривается только часть адаптированной специальной (коррекционной) программы, посвященная получению знаний ребенком по математике .

Математика.

Пояснительная записка.

Математика, являясь одним из важных общеобразовательных предметов, готовит учащихся с отклонениями в интеллектуальном развитии к жизни и овладению доступными профессионально-трудовыми навыками.

Процесс обучения математике неразрывно связан с решением специфической задачи специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида -- коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности, формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.

Обучение математике должно носить практическую направленность и быть тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовить учащихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками, учить использованию математических знаний в нестандартных ситуациях.

Понятия числа, величины, геометрической фигуры, которые формируются у учащихся в процессе обучения математике, являются абстрактными.

Действия с предметами, направленные на объединения множеств, удаление части множества, разделение множеств на равные части и другие предметно-практические действия, позволяют подготовить школьников к усвоению абстрактных математических понятий.

Практические действия с предметами, их заменителями учащиеся должны учиться оформлять в громкой речи. Постепенно внешние действия с предметами переходят во внутренний план. У детей формируется способность мыслить отвлеченно, действовать не только с множествами предметов, но и с числами, поэтому уроки математики необходимо оснастить как демонстрационными пособиями, так и раздаточным материалом для каждого ученика.

В младших классах необходимо пробудить у учащихся интерес к математике, к количественным изменениям элементов предметных множеств и чисел, измерению величин. Это возможно только при использовании дидактических игр, игровых приемов, занимательных упражнений, создании увлекательных для детей ситуаций.

Одним из важных приемов обучения математике является сравнение, так как большинство математических представлений и понятий носит взаимообратный характер. Их усвоение возможно только при условии овладения способами нахождения сходства и различия, выделения существенных признаков и отвлечения от несущественных, использовании приемов классификации и дифференциации, установлении причинно-следственных связей между понятиями. Не менее важный прием -- материализация, т. е. умение конкретизировать любое отвлеченное понятие, использовать его в жизненных ситуациях. Наряду с вышеназванными ведущими методами обучения используются и другие: демонстрация, наблюдение, упражнения, беседа, работа с учебником, экскурсия, самостоятельная работа и др.

Обучение математике невозможно без пристального, внимательного отношения к формированию и развитию речи учащихся. Поэтому на уроках математики в младших классах учитель учит детей повторять собственную речь, которая является образцом для учащихся, вводит хоровое, а затем индивидуальное комментирование предметно-практической деятельности и действий с числами.

2 класс ( 5 ч. в неделю) Счет в перделах 20.

1. Присчитывание, отсчитывание по 1, 2, 3, 4, 5, 6 в пределах 20 в прямой и обратной последовательности. Сравнение чисел. Знаки отношений больше (>), меньше (<), равно (=). Состав чисел из десятков и единиц, сложение и вычитание чисел без перехода через десяток.

2. Сложение однозначных чисел с переходом через десяток путем разложения второго слагаемого на два числа.

3. Вычитание однозначных чисел из двузначных с переходом через десяток путем разложения вычитаемого на два числа.

4. Таблицы состава двузначных чисел (11--18) из двух однозначных чисел с переходом через десяток. Вычисление остатка с помощью данной таблицы.

5. Названия компонентов и результатов сложения и вычитания в речи учащихся.

6. Число 0 как компонент сложения.

7. Единица (мера) длины -- дециметр. Обозначение: 1 дм. Соотношение:

1 дм = 10 см.

8. Слож. и вычит. чисел, полученных при измерении одной мерой стоимости, длины (сумма (остаток) может быть м., равна или б. 1 дм), массы, времени.

9. Понятия «столько же», «больше (меньше) на несколько единиц».

10. Простые арифметические задачи на увеличение (уменьшение) чисел на несколько единиц. Составные арифметические задачи в два действия.

11. Прямая, луч, отрезок. Сравнение отрезков.

12 . Угол. Элементы угла: вершина, стороны. Виды углов: прямой, тупой, острый. Сравнение углов с прямым углом. Черчение прямого угла с помощью чертежного треугольника.

13. Четырехугольники: прямоугольник, квадрат. Свойства углов, сторон.

Треугольник: вершины, углы, стороны. Черчение прямоугольника, квадрата, треугольника на бумаге в клетку по заданным вершинам.

14. Часы, циферблат, стрелки. Измерение времени в часах, направление движения стрелок. Единица (мера) времени -- час. Обозначение: 1 ч.

Измерение времени по часам с точностью до 1 ч. Половина часа (полчаса).

15. Деление предметных совокупностей на две равные части (поровну).

Основные требования к знаниям и умениям учащихся.

Учащиеся должны знать:

счет в пределах 20 по единице и равными числовыми группами; таблицу состава чисел (11--18) из двух однозначных чисел с переходом через десяток; названия компонента и результатов сложения и вычитания; математический смысл выражений «столько же», «больше на», «меньше на»; различие между прямой, лучом, отрезком; элементы угла, виды углов;

элементы четырехугольников -- прямоугольника, квадрата, их свойства;

элементы треугольника, учащиеся должны уметь: выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 20 без перехода, с переходом через десяток, с числами, полученными при счете и измерении одной мерой; решать простые и составные арифметические задачи и конкретизировать с помощью предметов или их заместителей и кратко записывать содержание задачи; узнавать, называть, чертить отрезки, углы -- прямой, тупой, острый -- на нелинованной бумаге; чертить прямоугольник, квадрат на бумаге в клетку; определять время по часам с точностью до 1 часа.