Адаптированная образовательная программа по математике во 2–ом Б классе для учащегося с легкой степенью умственной отсталости

дипломная работа

1.6 Теоретические аспекты психологических особенностей детей с умственной отсталостью

Умственная отсталость характеризуется стойким недоразвитием познавательной деятельности (в большей степени логического мышления), вследствие органического поражения головного мозга. В зависимости от времени возникновения интеллектуального дефекта выделяется две формы умственной отсталости: олигофрения и деменция [14]. При олигофрении имеет место недоразвитие головного мозга, обусловленное наследственными факторами или неблагоприятными факторами социальной среды. Для олигофрении характерно тотальное недоразвитие всех сфер психики с преимущественной недостаточностью абстрактных форм мышления [5]. Интеллектуальный дефект сочетается с нарушениями моторики, речи, восприятия, памяти, внимания, эмоциональной сферы, произвольных форм поведения. Недоразвитие познавательной деятельности при олигофрении проявляется, прежде всего, в невозможности перехода к абстрактно-логическим формам мышления. Темп мышления замедлен, отсутствует возможность переноса усвоенного в процессе обучения способа действия в новые условия. Недоразвитие мышления сказывается на протекании всех психических процессов. В восприятии, памяти, внимании страдают, прежде всего, функции произвольности и логичности. В эмоционально-волевой сфере это проявляется в недостаточности дифференциации сложных эмоций и произвольных форм поведения. Умственно отсталые дети - это дети со стойким, необратимым нарушением преимущественно познавательной сферы, возникающим вследствие органического поражения коры головного мозга, имеющего диффузный (разлитой) характер. При умственной отсталости наблюдается нарушение всех психических функций, страдают также эмоционально-волевая сфера, моторика, личность в целом. Существует три степени умственной отсталости: легкая, умеренная, тяжелая, глубокая[13]. Особенности психического развития умственно отсталых детей характеризуются недостаточностью всех форм мыслительной деятельности; нарушением речевого развития; меньшей скоростью приема, переработки сенсорной информации; меньшим объемом информации, запечатляемой и сохраняющейся в памяти; низкая точность запоминания; снижением как непроизвольного, так и произвольного внимания; отклонениями в развитии эмоционально-волевой сферы; трудностями взаимодействия с окружающей средой и, прежде всего, с окружающими людьми; замедленным темпом психического развития в целом, повышенной утомляемостью и высокой истощаемостью. Особые образовательные потребности детей с нарушением интеллектуального развития : потребность в обеспечении доступности учебного материала; развитие мотивации к учению и познавательных интересов; формирование социальной компетентности; коррекция и развитие психических процессов, речи, мелкой и крупной моторики; формирование учебных умений; необходимость в постоянном контроле и конкретной помощи со стороны взрослого; охранительный режим. Важнейшей задачей развития детей с умственной отсталостью является формирование их социальной компетентности. А именно: развитие коммуникативных навыков; расширение представлений о предметах и явлениях окружающего мира; расширение кругозора; формирование знаний и умений, способствующих социальной адаптации: навыков самообслуживания, ориентировки в ближайшем окружении и др; овладение морально-этическими нормами поведения; формирование готовности к трудовой (профессионально-трудовой) деятельности. Подход к обучению умственно отсталых детей несколько отличается от традиционного. Что показано на рисунке №1.

1.

снижение объема и глубины изучаемого материала;

2.

увеличение количества времени на изучение трудных разделов и тем;

3.

структурная простота учебного материала;

4.

наличие пропедевтических (подготовительных) периодов;

5.

увеличение количества вариативных упражнений для закрепления учебного материала;

6.

использование специальных методов и приемов: широкая опора на наглядность, предметно-практическую деятельность для формирования абстрактных понятий, метод «малых порций», стимулирующие методы, игровые приемы, использование памяток и инструкционных карт и др.;

7.

межпредметные и внутрипредметные связи;

8.

Использование учебников, рабочих тетрадей, дидактических материалов, специализированных компьютерных программ.

Рис. 1. Обеспечение доступности учебного материала для умственно отсталого ребенка.

Коррекционная работа с данной категорией детей основывается на положении Л. С. Выготского о единстве законов развития нормально развивающегося ребенка и отсталого ребенка, выделившего следующие общие закономерности психического развития: общность основных факторов и движущих сил развития; возможность появления качественно новых психических образований при взаимодействии с социальной средой, в процессе общения с взрослыми и сверстниками, при включении ребенка в самостоятельную деятельность. Отечественные ученые (С. Д. Забрамная, В. П. Кащенко и др.) отмечали, что, хотя возможности развития интеллекта при умственной недостаточности ограничены, все же, в условиях коррекционного обучения, возможно, их поступательное развитие[1].

Делись добром ;)