logo
Особенности изучения стихотворных произведений на уроках литературного чтения

1.2 Словесное рисование на уроках чтения при изучении лирических произведений

Развитие речи - актуальная задача обучения в начальной школе, так как наша речь является основой всякой умственной деятельности и средством человеческого общения (коммуникации).

Проблема развития речи занимает важное место в начальном образовании: есть учебники, методические пособия, программы обучения. Но на практике упражнения в устной связной речи зачастую не решают задач развития речи детей. Речь школьников бедна, маловыразительна. Ученикам сложно перевести внутреннюю речь во внешнюю.

Учитель начальной школы нередко испытывает затруднения при попытках развить возражение и речь детей, в том числе и посредством словесного рисования. Словесное рисование - это способность человека выражать свои мысли и чувства на основе прочитанной сказки, басни, рассказа, стихотворения. Это вызвано тем, что издается очень мало методических пособий по системе упражнений и заданий, формирующих умения словесного рисования. Кроме того, проанализировав учебник «Родная речь», 2-й класс 3 ,1 и II части, мы выявили, что из двенадцати тем пять - это «Поэтическая тетрадь №1, 2, 3, 4, 5», где изучается 62 стихотворения, т.е. лирика занимает почти половину содержания предмета. Заданий же по словесному рисованию имеется только пять. Очень упражнений, которые развивали бы у детей эмоциональную чуткость, тонкость восприятия художественной речи, творческое воображение.

Все это и обусловило актуальность выбранной темы.

В программе-98 для начальных классов дается большой перечень речевых умений с последовательным возрастанием их сложности от класса к классу. Выбраны те умения, которые связаны с темой:

1) умение воплощать в слове продукты фантазии и творчества учащихся;

2) умение использовать в речи образные средства языка: сравнения, эпитеты, метафоры, олицетворения;

3) умение устного словесного описания предмета.

Именно эти умения необходимо развивать целенаправленно и в системе.

Методическая разработка проблемы обогащения и активизации словаря, развития воображения и речи учащихся встречается в работах Л.С. Выготского, З.И. Романовской, Н.Н. Светловской, В. А.Г. Левина, Л.А. Мосуновой. Мы беремся за решение этой проблемы с позиции учителя-практика и на конкретном учебном материале.

В разработанную систему заданий по словесному рисованию входит четыре группы упражнений.

Первая группа упражнений направлена на развитие у детей способности эмоционально откликаться на прочитанное.

Для полноценного восприятия стихотворения ученикам необходимо проникнуться эмоциональным состоянием героя, прочувствовать и пережить то, что его волнует, удивляет, радует. Это трудно для школьников начальных классов, так как их эмоции развиты недостаточно, дети не готовы в полной мере сопереживать и сочувствовать читаемому. Очень много мысленных усилий им приходится тратить на сам процесс чтения, что значительно подавляет эмоциональную составляющую.

Для усиления эмоционального восприятия предлагаем такие задания:

* какие чувства при чтении стихотворения возникли в вашей душе: изумление, радость, восхищение, сожаление, восторг?

* обратите внимание на слова, которые выбирает автор, для того чтобы передать свою радость при виде необыкновенной красоты;

* найдите в стихотворении слова, передающие настроение автора;

* придумайте (подберите) мелодию к этому стихотворению.

Вторая группа упражнений направлена на пробуждение воображения и фантазии школьников (словесное рисование).

Предлагаем такие задание:

* представьте себе, что вам нужно нарисовать картинку к этому тексту. Подумайте, какие краски вы используете, чтобы нарисовать небо, облака, зелень, землю и т.д.;

* вслушайтесь в звучание стихотворения и попытайтесь напеть мелодию, подходящую по звучанию к этому стихотворению;

* какие звуки повторяются в этой строке и что они «рисуют»?

* подберите словесную иллюстрацию ко всему стихотворению или к выбранному вами отрывку;

* какие строки стихотворения подходят к вашей иллюстрации?

Третья группа упражнений направлена на детализацию и конкретизацию представлений об эпитетах, сравнении, олицетворении, метафоре.

Работа над образным языком лирического стихотворения очень важна, такая работа способствует развитию речи и обогащению словарного запаса школьников, помогает вдуматься в смысловое содержание лирического произведения, приближает к творческому процессу. Зачастую эту работу учителя сводят лишь к толкованию непонятных слов, а выразительные средства языка, красота поэтических выражений остаются за пределами понимания детей.

Предлагаем такие задания:

* подберите свои эпитеты к указанному слову и сравните с авторскими;

* изменится ли стихотворный образ, если вы замените эпитет, сравнение, метафору?

* найдите в тексте стихотворения образные средства языка: эпитет, сравнение, олицетворение, метафору;

* найдите эпитет и слово, которое он определяет.

Четвертая группа упражнений направлена на выражение личностного отношения:

* какие настроения автора вы почувствовали?

* поделитесь с товарищами своими впечатлениями об услышанном;

* выразите возникшие у вас чувства;

* расскажите о своем отношении к воображаемой картине.

Эти упражнения к лирическим стихотворениям по учебнику В.Г. Горецкого «Родная речь» для І, II, III классов были распределены на три уровня сложности: репродуктивный, конструктивный, творческий.

Покажем приемы работы с произведением Афанасия Афанасьевича Фета «Зреет рожь над жаркой нивой» («Родная речь», 2-й класс, 1-я ч., с. 61).

Предлагаем задание первого уровня: прочитайте самые красивые строки. Дети обычно называют такие строки:

...Гонит ветер прихотливый

Золотые переливы...

...Робко месяц смотрит в очи,

Изумлён...

Задание второго уровня сложности: найдите эпитеты и слова, которые они определяют (над жаркой нивой, ветер прихотливый, золотые переливы, над безбрежной жатвой, огнедышащее око).

Задание третьего уровня требует работы воображения. Почему Афанасий Фет написал так: золотые переливы? Обоснуйте свое мнение. Ученики говорят, что автор сравнивает желтый цвет спелой ржи с цветом золота.

При работе над стихотворением Сергея Александровича Есенина «Задремали звезды золотые...» в III классе мы предлагаем задание первого уровня: прочитайте самые красивые словосочетания с эпитетами (звёзды золотые, сонные берёзки, шёлковые косы, серебряные росы, ярким перламутром).

Еще одно задание первого уровня сложности, какие строчки запомнились? Прочитайте без книги. Дети воспроизводят строки:

...Задремали звёзды золотые,

Задрожало зеркало затона...

...Улыбнулись сонные берёзки,

Растрепали шёлковые косы...

...И, качаясь, шепчут шаловливо:

«С добрым утром!»

Задание второго уровня: найдите олицетворение (задремали звёзды, задрожало зеркало, улыбнулись берёзки, растрепали косы, крапива шепчет). Еще задание второго уровня сложности: прочитайте только те строчки, которые относятся к иллюстрации на с. 65. Ответы детей:

...Брезжит свет на заводи речные

И румянит сетку небосклона...

...Улыбнулись сонные берёзки,

Растрепали шёлковые косы...

... У плетня заросшая крапива...

Структура урока (по П.И. Третьякову)

Задание третьего уровня: представьте себе, что вам нужно нарисовать картинку к этому тексту. Подумайте, какие краски вы используете? (Разовую, зеленую, белую, голубую, желтую.)

Разработан урок чтения во II классе стихотворения Сергея Александровича Есенина «Черёмуха».

Дидактическая цель урока: формирование знаний.

Тип по дидактической цели: изучение нового материала.

Цели по содержанию:

* образовательная: формирование знаний об эпитете как образном средстве языка; формирование знаний о выразительном чтении стихов;

* развивающая: развитие и обогащение речи учащихся (через высказывания); развитие внимания (через разные виды работы); развитие творческого воображения (через прием словесного рисования);

* воспитательная: воспитание интереса к предмету и культуры общения.