logo
Особенности изучения стихотворных произведений на уроках литературного чтения

1. Чтение лирических стихотворений и поэтических описаний природы

Как известно, литературное чтение представляет собой начальную ступень единого, непрерывного курса литературы в современной общеобразовательной школе.

Литературное чтение призвано научить детей не только читать, но и воспринимать содержание произведений художественной литературы как особый вид искусства. В свое время К. Д. Ушинский говорил: «Читать - это еще ничего не значит; что читать и как понимать прочитанное - вот в чем главное дело».

Все современные учебники, книги по чтению для начальной школы, следуя традициям «Родного слова», «Детского мира» К.Д. Ушинского, «Живого слова» А.Я. Острогорского содержат произведения о природе. В некоторых из них стихотворения, прозаические про изведения о природе объединены в специальные разделы, например, в «Родной речи» - это раздел «Природа и мы», поэтические тетради; в учебнике «Фольклор и родное слово»: четыре раздела - «Осень», «Зима», «Весна», «Лета»; в книге для внеклассного чтения «Уроки волшебного слова» - календарные песни; четыре «Книги природы» - осенняя, зимняя, весенняя и летняя - в книге по чтению «Наше русское слово». Развитие эстетического вкуса юного числя, знакомство с лучшими образцами русской художественной литературы - цель иных разделов. Слушая, читая, анализируя работая над словом лирических произведений учащиеся получают возможность, говоря словами К.Д. Ушинского, прикоснуться к «единственно живому ключу, из которого бьет всякая сила и всякая поэзия», к родному языку.

Методика чтения лирических произведений в начальной школе должна формировать первоначальные навыки филологического анализа произведений, который, как признают многие учителя, является сложной стороной школьного литературного образования.

Покажем возможную методику чтения пота рода произведений на примере прозы М. Пришвина, стихотворений Н. Заболоцкого, А. Тарковского (с ним можно познакомить учащихся III-IVклассов). Выбор стихотворений и прозаических отрывков обусловлен тем, что работа с традиционно включаемыми в книги по чтению произведениями русских классиков, образцами детской классической литературы подробно описана в различного рода методических рекомендациях для учителей. Кроме того, произведения названных авторов редко или совсем не включаются в круг чтения младших школьников.

Для наглядности приведем тексты произведений

Н. Заболоцкий

Оттепель. Оттепель после метели.

Только утихла пурга.

Разом сугробы осели

И потемнели снега.

В клочьях разорванной тучи

Блещет осколок луны.

Сосен тяжелые сучья

Мокрого снега полны.

Падают, падают, льются

Льдинки, втыкаясь в сугроб.

Лужи, как тонкие блюдца.

Светятся около троп.

Пусть молчаливой дремотой

Белые дышат поля.

Неизмеримой работой Занята снова земля.

Скоро проснутся деревья.

Скоро, построившись в ряд.

Птиц перелётных кочевья

В трубы весны затрубят.

А. Тарковский

* * *

Пёс дворовый с улицы глядит в окошко, -

Ну и холод, ветер позёмный, холод лютый!

Дома печки натоплены, мурлычет кошка.

Хорошо нам дома: сыты, одеты и обуты.

Меху-то сколько, платков оренбургских, чулок да

шалей. -

Понапряли верблюжьего пуху, навязали фуфаек.

Посидели возле печки, чаю попили, друг другу

сказали:

- Вот оно как ведётся в декабре у хозяек! -

Подумали, пса позвали: - Оставайся на ночь.

Худо в тридцать градусов - неодету. необуту.

С кошкой не ссорься, грейся у печки,

Барбос Полканыч:

В будке своей собачьей хвост отморозишь

в одну минуту.

М. Пришвин

Цветущие травы.

Как рожь на полях, так в лугах тоже зацвели все злаки, и когда злачинку покачиваю насекомое, она окутывалась пыльцой, как золотым облаком. Все травы цветут и даже подорожники, - какая трава подорожник, и тот весь в белых бусинках.

Раковые шейки, медуницы, всякие колоски, пуговки, шишечки на тонких стебельках приветствуют нас. Сколько их прошло, пока мы столько лет жили, а не узнать, кажется, всё те же шейки, колоски, старые друзья. Здравствуйте, ещё раз здравствуйте, милые!

Последние грибы.

Ветер разлетелся, липа вздохнула и как будто выдохнула из себя миллион золотых листиков. Ветер ещё разлетелся, рванул со всей силой - и тогда разом слетели все листья, и остались на старой липе, на чёрных её ветвях только редкие золотые монетки.

Так поиграл ветер с липой, подобрался к туче, дунул, и брызнула туча, и сразу вся разошлась дождём.

Другую тучу ветер нагнал и погнал, и вот из-под этой тучи вырвались яркие лучи. И мокрые леса и поля засверкали.

Рыжие листья засыпали рыжики, но я нашёл немного и рыжиков, и подосиновиков, и подберёзовиков. Это и были последние грибы.

Перед чтением лирических стихотворений, описаний природы важно создать соответствующую эмоциональную и психологическую подготовку к чтению, возможно, здесь помогут «живые» впечатления детей от прогулки по осеннему и весеннему лесу, парку, скверу, от наблюдений за поведением птиц и зверей (даже домашних) в холодное время года, от прошлого лета и т.д. Все это обеспечивает необходимую «внутреннюю наглядность», помогающую читателю принять тот художественный образ, который создан прозаиком или поэтом.

Известно, что одна из целей подготовительной работы перед чтением - объяснение значений новых для учащихся слов, словосочетании. Перед чтением предлагаемых произведений возможно объяснение слов блистать, плавиться, неизмеримый, кочевья (стихотворение Н. Заболоцкого), злаки (новеллы-зарисовки М. Пришвина).

Перед чтением разделов о природе возможно проведение подготовительных бесед, а также организация свободных высказываний учащихся, так как у них уже есть определенный запас знаний, представлений о том, о чем им предстоит прочитать, или прослушать. Так, перед чтением стихотворения Н. Заболоцкого «Оттепель» можно спросить учащихся, наблюдали ли он когда-нибудь оттепель, почему она так называется, что происходит с природой в такие дни Перед чтением прозаического отрывка М. Пришвина о лете можно попросить детей вспомнить прошедшее лето: где они были, что видели, чего ждут от предстоящих летних каникул.

Все произведения первоначально читаются вслух учителем. В силу своего возраста юные читатели, скорее всего, до конца, во всей их глубине, не поймут читаемые лирические произведения, так как чаще всего им пока остается малодоступен контекст, при котором создавали эти произведения, но при умелой помощи учителя они смогут, прежде всего, проникнуть в держание произведений, воспринять «чужие» образы, «чужие» эмоции, попытаться соотнес их со словами, и тогда мир родной природы с нет для них еще выразительнее, еще полнее и богаче. Все рекомендуемые произведения носят ярко выраженную психологическую окраску, отражают мысли и чувства писателей, вызванные окружающей природой или воспоминаниям ней. Поэтому важной составной частью знакомства с ними является умение попытаться понять, почувствовать настроение поэта или проза! поэтому после первоначального чтения по каждого произведения о природе можно прел жить учащимся ответить на такой вопрос: «Как вам кажется, с каким настроением автор рисует (описывает) осень (зиму, лето, весну), июльский луг и т.д.?» или выполнить задание: «Найди тексте (стихотворении, рассказе) слова и выражения, которые могут подтвердить это».

Далее учитель предлагает определить тему произведения, т.е. то, о чем говорится в этом произведении: в стихотворении Н. Заболоцкого - это радостное чувство от долгожданного прихода весны, наступления новой жизни; в летнем» произведении М. М. Пришвина - это впечатления от встречи со старыми знакомыми- травами на лугу, которых не видел целый год; в «осенней» зарисовке того же автора - это грусть об уходящем лете, последних днях осени;: стихотворении А. Тарковского - о доброте человека ко всему живому. Если возникают трудности при определении темы, учитель обращает внимание на название произведений, предлагает ученикам поискать в текстах те слова, которые, по их мнению, могут назвать то, о чем идет речь.

После определения темы произведений можно донести до учащихся мысль, что автор писатель) не просто так выбрал ту или иную. А увидел в ней что-то необычное, интересное, о чем и хотел рассказать читателю. Учитель может спросить у учеников, что нового они открыли для себя, прочитав то или иное произведение, что необычного увидел автор в природе, что помог увидеть, а может, и понять в окружающем нас мире. Возможно и сравнение нескольких произведений, ведь одна и та же тема разных авторов находит непохожие друг на друга художественные решения (для сравнения можно взять уже известные учащимся стихотворения и отрывки, например, И. Бунин «Лисим (отрывок), Ф. Тютчев «Еще земли печален вид...», А. Майков «Осень», Н. Сладков, тая осень», И. Соколов-Микитов «Красное лето», Ф. Тютчев «В небе тают облака...», Есенин «Черемуха», И.Бунин «Бушует полая вода...», А. Толстой «Вот уж снег последний в поле тает...», А. Плещеев «Весна», Ф. Тютчев. Земли печален вид...», С. Есенин «Поет. - аукает...», И. Бунин «Метель» и др.

Желательным при работе с поэтическими ведениями о природе является элементарный анализ формальных средств их построения в частности, рифм и ритмики (с понятием ученики знакомятся в I-II классах). Также, на наш взгляд, учитель может обратить внимание учащихся на аллитерации (повторы согласных), ассонансы (повторы гласных) в стихотворении Н. Заболоцкого «Оттепель» (повторы тт в первой строфе, лл- в третьей, пр, тр - в последней), предложить подумать, зачем это нужно автору. Звукописью наполнена зарисовка «Последние грибы» М. Пришвина, поэтому стоит обратить внимание на такие поэтико-звуковые образы, как липа вздохнула и выдохнула, ветер разлетелся, рванул со всей силой, нагнал и погнал тучу.

Отдельным этапом в работе над анализируемыми произведениями становится поиск тропов, «оборотов речи, в которых слово или выражение употреблено в переносном значении в целях достижения большей художественной выразительности» (Д.Э. Розенталь, М.А. Теленкова). С некоторыми из них - эпитетами, сравнениями, метафорами, аллегорией - учащиеся уже знакомы. И поэтому им не составит труда найти сравнения в стихотворении Н. Заболоцкого (лужи, как тонкие блюдца, клочья разорванной тучи), в «осенней» новелле М. М. Пришвина, где золотые листья липы сравниваются с золотыми монетками, а в «летней» зарисовке травы сравниваются с пуговками, шишечками, цветы подорожника с бусинками, а пыльца похожа на золотое облако.

Работа над эпитетами начинается с поиска их в произведении: например: «Найдите слова, которыми поэт определяет сучья, снег, лужи» (стихотворение Н. Заболоцкого «Оттепель»), «Каким представляет себе писатель ветер» (М. Пришвин «Последние грибы»), «Как поэт называет (характеризует) холод?» (А. Тарковский «Пес дворовый...»). После этого можно предложить учащимся самим подобрать образные определения (эпитеты) к тем или иным предметам, явлениям природы и потом поразмышлять о том, почему для авторов важны были именно «их» слова, например, в стихотворении А. Тарковского холод назван лютым, а не сильным.

Не называя термина, можно познакомить (или продолжить знакомство) учащихся с метафорой (перенесение свойства одного предмета или явления на другой на основании общего признака, установление связи по сходству). Это возможно при чтении произведений М. Пришвина, где липа вздохнула, выдохнула, ветер поиграл с липой, туча брызнула, ветер нагнал и погнал тучу, лучи вырвались, стихотворения Н. Заболоцкого, в котором поля дышат, лужи светятся, деревья просыпаются.

Все эти произведения дают возможность детям (читателям) вместе с учителем поработать над лексикой родного языка, помогают увидеть вдумчивому читателю, что художественное слово значит гораздо больше, чем обычное. Так, учитель обращает внимание на строки поиграл ветер с липой, подобрался к туче, дунул, и брызнула туча (М. Пришвин), на слова травы приветствуют нас (М. Пришвин), одетый и обутый по отношению к человеку и неодетый и необутый в сочетании со словом пёс (А. Тарковский). Возможной представляется работа над строчками стихотворения Н. Заболоцкого Скоро, построившись в ряд./ Птиц перелётных кочевья В трубы весны затрубят, где автор создает необычный образ, используя выражение, трубят журавли. Вполне возможно привлечь внимание юных читателей и к внутреннему строению слов. Читая зарисовку М. Пришвина «Цветущие травы», стоит обратить внимание на «уменьшительные» части слов бусинки, колоски, пуговки.

Использование предложенной элементарной схемы анализа (подготовительная работа чтение - первые впечатления от чтения - определение темы произведения - элементарный анализ формальных средств построения лирического произведения - работа над изобразительными средствами произведений) лирических стихотворений и поэтических опиcaний природы помогают юному читателю не толы знакомиться с содержанием, но и воспринимать чужие эмоции, «узнавать» разные способы их выражения, учит их изображать окружающий мир с помощью эмоционально насыщенной образной системы.

стихотворение урок литературный чтение