logo
"Золотой материал" М. Монтессори в отечественной действительности

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе этой работы я рассмотрела взгляды Монтессори на особенности развития ребенка, и вытекающие из этих особенностей потребности ребенка, педагогические принципы педагогики Монтессори, роль педагога в педагогическом процессе. На основе этого я сделала вывод о том, что Мария Монтессори признавая наличие у ребенка уникальных способностей к саморазвитию, считает главным делом педагога помощь ребенку в саморазвитии путем невмешательства. В данной системе педагог не ограничивает ребенка, а выступает как помощник ребенка. В своей работе я выявила структуру педагогической системы Марии Монтессори, рассмотрела роль педагогической среды в процессе воспитания ребенка, подразделение ее на зоны, показала специфику дидактических материалов Монтессори. Педагогическая среда Монтессори предоставляет ребенку возможность самостоятельно выбирать то, к чему он стремится и способствует свободному и эффективному развитию в ребенке всех важных навыков и умений. Дидактические материалы основаны на понимании Монтессори особенностей развития ребенка и его потребностях, и таким образом, являются очень эффективными в развитии ребенка. В последней главе, я рассмотрела влияние идей Марии Монтессори на развитие педагогики в нашей стране и пришла к выводу о неоднозначном отношении к Монтессори-педагогике в России.

В заключение необходимо отметить гуманистический подход Монтессори к ребенку. Ставя его в центре своей педагогической системы, она подчиняет все свои педагогические принципы потребностям ребенка. Педагог выступает как помощник ребенка, а не как регламентатор его развития. Таким образом, Монтессори-педагогика ориентирована личность ребенка, и признается уникальной гуманистически направленной и очень продуктивной многими педагогами по всему миру.

ЛИТЕРАТУРА

1. Афанасьева, Т.И. Учить по Монтессори (из опыта работы)/Т.И. Афанасьева. - М.: МЦМ, 2009. - С. 61.

2. Бим-Бад, Б.М. Педагогические течения в начале двадцатого века/Б.М. Бим-Бад. - М., 1994. - С. 125.

3. Богуславский, М.В. Юлия Фаусек: тридцать лет по методу Монтессори/М.В. Богуславский, Д.Г. Сороков. - М.: МЦМ, 2004. - С. 146.

4. Богуславский, М.В. Восхождение к Монтессори // Альманах МАМА: Научно-методическое издание межрегиональной альтернативной Монтессори-ассоциации/М.В. Богуславский, Г.Б. Корнетов. - М., Выпуск I, 1994. - C. 14-34.

5. Гребенников, Л.Р. Работа на линии в Монтессори-группе/Л.Р. Гребенников. - М.: МЦМ, 2010. - С. 72.

6. Дичковская, И.Н. Воспитание для жизни: образовательная система М. Монтессори/И.Н. Дичковская, Т.И. Пониманская. - М.: МЦМ, 2006 - С. 116.

7. Дмитриева, В.Г. Методика раннего развития Марии Монтессори. От 6 месяцев до 6 лет/ В.Г. Дмитриева. - М.: Эксмо, 2011 - С. 112.

8. Пузанов Б.П. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии/ Б.П. Пузанов. - М.: Академия, 2009 - С. 6

9. Любина, Г.А. Работа с родителями в Монтессори-группе (из опыта работы) /Г.А. Любина. - М.: МЦМ, 1995 - С. 40.

10. Мальцева, И.В. Раннее развитие: методика М. Монтессори/И.В. Мальцева. - М.: Азбука, 2010 - С. 72.

11. Монтессори, М. Дом Ребенка. Метод научной педагогики/М. Монтессори. - Москва, 1913 - С. 28.

12. Монтессори, М.. Помоги мне сделать это самому/М. Монтессори. - М.: Карапуз, 2010 - С.143.

13. Монтессори, М. Разум ребенка/М. Монтессори. - М, 1997 - С. 176.

14. Мэлоу, Т. Монтессори и ваш ребенок/Т. Мэлоу. - М.: МЦМ, 2002 - С. 64.

15. Ратнер Ф.Л. Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями в обществе здоровых детей/Ф.Л. Ратнер - М.: ВЛАДОС, 2006. - С. 91-120.

16. Сорокова, М.Г. Система М. Монтессори. Теория и практика/М.Г. Сорокова.- М.: Академия, 2009.- 384 с.

17. Сумнительный, К.Е. Космическое воспитание в педагогике М. Монтессори.// Теория и практика гуманистических воспитательных систем: материалы Всероссийской научно - практической конференции/К.Е. Сумнительный. - Владимир, 1997 - С.182-185.

18. Сумнительный, К.Е. Как помочь ребенку построить себя? (Беседы о Монтессори-педагогике) /К.Е. Сумнительный. - М.: МЦМ, 1999 - С. 64.

19. Сумнительный К.Е. Космическое воспитание. // Монтессори в России: новый взгляд/К.Е. Сумнительный. - М., 1998 - С. 40-66.

20. Таубман, В.В. Теория и практика детского сада Монтессори/В.В. Таубман, Ю.И. Фаусек. - М.: Мысль, 2003 - С.133.

21. Фаусек, Ю.И. Детский сад Монтессори. Опыты и наблюдения в течение двенадцатилетней работы в детских садах по системе Монтессори/Ю.И. Фаусек. - М.: Гос. изд., 2011 - С. 224.

22. Фаусек, Ю.И. Метод Монтессори в России/Ю.И. Фаусек. - СПб.: Время, 2004. - 82 c.

23. Фаусек, Ю.И. Обучение грамоте и развитие речи по системе Монтессори/Ю.И. Фаусек. - Л.: Гос. изд., 1924 - С. 120.

24. Фаусек, Ю.И. Развитие интеллекта у маленьких детей по Монтессори/Ю.И. Фаусек. - СПб.: Начатки знаний, 1922. - С. 23.

25. Хилтунен, Е.А. Авторская программа воспитания и обучения в российском Монтессори-детском саду и начальной школе/Е.А. Хилтунен. - М., 2009 - С.78-104.