logo
Взаимодействие специалистов ДОУ и семьи как средство адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ

Введение

Дошкольный возраст - уникальный, самоценный и важнейший период становления человека и его здоровья. Первые годы жизни ребёнка - важный этап в его формировании. Каким будет взрослый человек по своим физическим и умственным способностям, нравственным качествам, в большей степени зависит от этого периода. Педагоги должны стремиться к тому, чтобы система воспитания маленьких детей была ориентирована в первую очередь на личностные, индивидуальные, возрастные особенности ребёнка. Это значит, что взрослые в процессе общения с ребёнком обеспечивают ему чувство психологической защищенности; доверие к миру; эмоциональное благополучие; формирование базиса личностной культуры; развитие его индивидуальности. Нужно обеспечить ребёнку широкие возможности пользоваться каждым из пяти чувств: он должен видеть, слышать, трогать руками, пробовать на вкус, обонять различные предметы окружающего мира - как можно шире и разнообразнее.[4.3-4]

Общеизвестно, что для многих родителей проблема адаптации ребенка к дошкольному учреждению стоит достаточно остро. По мнению Е.В. Жердевой, поступление ребёнка в дошкольное учреждение - процесс сложный и для самого малыша, и для родителей. Для ребёнка это сильное стрессовое переживание, которое необходимо смягчить. Малышу предстоит приспособиться к совершенно иным условиям, чем те, к которым он привык в семье. Четкий режим дня, отсутствие родителей, другой стиль общения, контакт со сверстниками, новое помещение - все эти изменения создают для ребёнка стрессовую ситуацию. Все это может вызвать у малыша защитную реакцию в виде плача, отказа от еды, сна, общения с окружающими. И педагоги, и родители должны понимать, насколько ответственен момент выхода ребёнка в детский сад, насколько серьёзные, хотя и не сразу бросающиеся в глаза последствия он может иметь. Чтобы привыкание ребёнка к детскому саду было максимально безболезненным, необходим комплексный подход к решению проблемы адаптации.

Большой вклад в изучение проблем адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ сделан в отечественной литературе. В последние годы все более активно вопросы социальной адаптации рассматриваются в педагогических работах Ш.А. Амонашвили, Г.Ф. Кумарина, А.В. Мудрик, и др.

Н.Д. Ватутина в своём пособии рассматривает оптимизацию условий для успешной адаптации детей в детском саду, раскрывает особенности поведения детей и соответственно методы педагогического воздействия на них в этот период, требования к подготовке детей в семье к детскому саду.

Т.В. Костяк рассматривает особенности психологической адаптации детей раннего возраста к детскому саду, а также факторы психологического благополучия ребенка и основные закономерности его психического развития в дошкольном возрасте.

Авторы пришли к выводу, что важная роль в период адаптации отводиться воспитателю, его работе с семьёй ребёнка.

Актуальность исследования. На сегодняшний день тема сотрудничества воспитателей и родителей в период адаптации ребёнка к дошкольному учреждению очень актуальна. В последние годы наметилась тенденция к увеличению числа детей, поступающих в дошкольное учреждение в раннем возрасте. Проблема усугубляется тем, что прежняя система взглядов на воспитание детей раннего возраста не соответствует современным представлениям о целях и задачах дошкольной педагогики. Переход от авторитарной системы воспитания к личностно-ориентированной модели требует разработки новых педагогических принципов, методов и технологий работы с детьми, составной частью которых являются разработки комплексного проектирования взаимодействия детского сада и семьи.

Объектом исследования является адаптация детей раннего возраста к условиям системы дошкольного образовательного учреждения.

Предмет исследования - взаимодействие специалистов ДОУ и семей детей раннего возраста в период адаптации к дошкольному учреждению.

Целью работы является изучение особенностей систем взаимодействия воспитателей и родителей детей раннего возраста в адаптационный период к условиям дошкольного учреждения.

Гипотеза моего исследования заключается в том, что если создать комплексную систему сопровождения адаптации детей раннего возраста к ДОУ, включающую в себя психологическое просвещение родителей, развивающие занятия по формированию адаптационных механизмов, и систему наблюдения педагогов за протеканием адаптации детей к ДОУ, то адаптация детей раннего возраста будет происходить безболезненно.

Задачи:

- изучить литературу по проблеме адаптации детей к ДОУ;

- изучить особенности адаптации к ДОУ детей раннего возраста;

- изучить взаимодействие ДОУ и семей в процессе адаптации детей раннего возраста к ДОУ;

- выявить наиболее оптимальные рекомендации педагогам ДОУ по взаимодействию с семьей в период адаптации.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы; анализ учебных планов, учебников и учебных программ; изучение и обобщение педагогического опыта; педагогическое наблюдение.

Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в конкретизации теоретического и практического материала по проблеме взаимодействия воспитателей и родителей детей раннего возраста в период адаптации к условиям ДОУ.

дошкольный образовательный семья адаптация