logo
Адаптация детей в детском учреждении средствами физической культуры

1.3 ПУТИ И СПОСОБЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ДЕЗАДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ ПРИ ПОСТУПЛЕНИИ В ДЕТСКИЙ САД

В последние годы педагоги - исследователи (Л.В Белкина, К.С. Лебединская 2007) фиксируют частые обращения родителей по поводу как активного, так и пассивного отвержения детьми дошкольного учреждения, т.е. дезадаптации. Родители отмечают, что дети без желания идут в детский сад, хотят, чтобы их раньше забрали, часто спрашивают, когда будет выходной, предлагают «сделать им отпуск, каникулы», просят взять их с собой на работу, разрешить остаться дома, съездить погостить к бабушке и т.п. (Л.В. Белкина,2007). Появлениями дезадаптации ребенка могут стать частые соматические заболевания, нарушения сна, расторможенность или пассивность, безучастность в поведении, а также энурез, заикание, нервные тики, общая невротизация. Общеизвестно: степень адаптации ребенка к детскому саду определяет его психическое и физическое здоровье. Ребенок, придя в детский сад, впервые сталкивается с большим количеством незнакомых людей (сверстников и взрослых) в незнакомой обстановке. Резкое предъявление нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил жизни - это и эмоциональный, и информационный стресс. Следовательно, в детских садах необходимо организовать систему мероприятий, которые призваны снять напряжение, нервозность ребенка.

Недостаточная проработанность (а в практике некоторых садов - полное отсутствие) мероприятий по адаптации ребенка к ДОУ отрицательно сказывается как на детях, так и на их родителях.

Сегодня необходимы комплексные программы работы в этом направлении, включающие организацию мероприятий по адаптации ребенка и родителей к детскому саду, а также работников детского сада к ребенку и его семье (Т.Д. Богина, 2005).

Ребенок - величайшая ценность для родителей. Решение отдать его в детский сад, «в чужие руки» может спровоцировать у них тревожность, беспокойство: там его обидят, не накормят, не переоденут и т.п.

Дети в 2 года не могут рассказать об испытываемом ими дискомфорте, поэтому передают информацию через плач, тревожное ожидание мамы. Появление нехарактерных для ребенка невротических симптомов тревожит и пугает родителей (В.В .Чечет, 1992).

Повышенной тревожности, страхам, недоверию, фантазиям родителей способствует и закрытость дошкольных учреждений. Зачастую родители «сдают» ребенка в детский сад... как в камеру хранения, не зная, что происходит с ним в течение дня. Истерики ребенка усиливают нервное состояние родителей. Даже оставаясь внешне спокойными, они выдают собственное беспокойство: тревожный взгляд, разговор на повышенных тонах в семье, напряженный голос, влажная от волнения рука - масса мелочей, которые родители не осознают, но которые моментально считывает подсознание ребенка (Я.И. Ковальчук, 1985). Напряженное, тревожное состояние взрослых усиливает эмоциональное напряжение ребенка в детском саду. Передача чувств происходит моментально: ребенок улавливает стойкое отвержение детского сада родителями и тоже начинает испытывать страх и тревогу.

У родителей, плохо знающих специфику работы воспитателя, его личностные качества, особенности общения детей в группе, возникает предвзятое, негативное отношение, недоверие к сотрудникам детского сада: за ребенком не следят, воспитатели ничего не делают, дети предоставлены сами себе и т.п. А недоверие усиливает чувство тревоги, ожидание неприятностей. Если мама, придя за ребенком, увидит у него синяк, царапину, порванную одежду и т.п., то стойкое негативное отношение к детскому саду обеспечено (Т.В. Лаврентьева, 1996).

В результате родители часто выбирают деструктивную стратегию адаптации: игнорирование работников детского сада, демонстрацию агрессии, конфликтное поведение. Ребенок, чувствуя состояние родителей, начинает бессознательно подыгрывать им. Таким образом, адаптация ребенка и семьи затягивается на годы. Негативный опыт адаптации к ДОУ может отразиться на адаптации к школе, а возможно, скажется и в более поздние возрастные периоды.

Необходимость психолого-педагогического сопровождения адаптации ребенка и семьи диктует необходимость детальной проработки мероприятий, направленных на управление процессом адаптации (О.В.Елецкая, Е.Ю. Вареница, 2005).

С этой целью в научно-методической работе представлен опыт работы по управлению адаптацией семьи, которая должна начинаться с первого посещения взрослыми членами семьи детского сада - именно тогда у них начинает складываться впечатление об учреждении и о его работниках. Во время первого посещения родители оформляют документы и передают их заведующей. На этом обычно знакомство с администрацией заканчивается. Было бы целесообразно, приняв документы, пригласить родителей для более детального знакомства с детским садом. На встречу с ними полезно позвать старшего воспитателя, медсестру, завхоза, психолога, других специалистов. Представив их родителям, заведующая детским садом должна объяснить, к кому и по каким вопросам можно обращаться (К.С. Лебединская, 1999).

Знакомство с семьей важно проводить в неформальной обстановке, чтобы снять скованность, вызвать доверие. Полезно расспросить о ребенке, его особенностях, традициях семьи. Желательно записывать любые пожелания родителей, даже если они традиционные: проявление заинтересованности снижает уровень тревожности (Н.Д. Ватутина, 1999). Такая организация знакомства способствует зарождению партнерских, доверительных отношений между родителями и коллективом детского сада. Спешка, разговор на бегу, формальное отношение к семье недопустимы: это провоцирует обострение недоверия. Важно всё: поза, мимика, жесты, манера говорить любого сотрудника ДОУ должны внушать доверие и спокойствие.

Психолог ДОУ также может пригласить родителей для беседы и постараться объяснить им: чем лучше работники детского сада будут знать правила поведения в семье, систему семейных отношений, особенности воспитания, тем легче им будет адаптироваться к малышу и к семье. Собрать эти сведения поможет тестирование.

Важная форма адаптации семьи - экскурсия по детскому саду: знакомство родителей с персоналом ДОУ, с детьми группы, в которую пойдет их малыш (В.С. Юркевич, 1998). Экскурсовод - старший воспитатель или психолог - расскажет о режиме дня и правилах поведения в детском саду, ответит на все вопросы родителей. Желательно пройти по всем основным помещениям, чтобы создать целостное впечатление о ДОУ. Кроме того, это возможность познакомить родителей с инструктором по физической культуре, музыкальным руководителем, руководителями кружков на их рабочем месте и посетить любое заинтересовавшее их занятие.

На прогулке продолжается адаптация ребенка и мамы. Хорошо, что между ребенком и воспитателем уже установилось доверие, наладился эмоциональный контакт. Воспитатель, зная малыша и его семью, теперь может легко вступать в контакт с ними. Прогулка обычно не вызывает у ребенка тревоги (у него уже есть опыт игры с другими детьми во дворе), поэтому он с удовольствием общается со сверстниками (Н.Д. Ватутина, 1983).

Адаптация ребенка к детскому саду - это адаптация в первую очередь семьи. Если родители доверяют работникам детского сада - это главный способ преодоления дезадаптации детей 2-3 лет при поступлении в детский сад.