logo
Барьеры общения между субъектами образовательного процесса в МДОУ "ЦРР Д/с №67"

Введение

Актуальность темы исследования. Актуальность изучения взаимодействия основных субъектов образовательного процесса, факторов, определяющих его качество, обусловлена активным поиском путей совершенствования отечественной системы образования. В нашей стране уже в течение почти двадцати лет предпринимаются попытки улучшить как содержание, так и формы организации образовательной деятельности.

Однако как на общероссийском, так и региональном уровне важной задачей является создание эффективно действующего союза педагогов, родителей, учащихся в решении актуальных проблем реформирования отечественного образования. Разнонаправленность действий этих субъектов обучения и воспитания негативно сказывается на качестве и результатах формирования подрастающего поколения.

В современных условиях к образованию, как одному из самых устойчивых социальных институтов, предъявляются особые требования. Мировая система образования, играющая решающую роль в культурном и социальном становлении человека, находится в состоянии перманентного глобального кризиса. Возникают и углубляются противоречия между декларируемыми целями образовательного процесса и его реальными результатами; между достижениями культуры человечества и культурой масс; между запросами быстро меняющейся социальной практики и традиционностью института образования. Эти проблемы особенно важны для России, где тотальная переоценка ценностей сопровождается глубокими социально-экономическими преобразованиями.

Разрушение прежней системы планирования и распределения трудовых ресурсов, свободный рынок рабочей силы, отказ от четких идеологических установок, как основы системы воспитания нового поколения, стали для российского образования детерминирующими факторами коренных качественных преобразований в целях, содержании, технологиях обучения и воспитания, а также в системе взаимодействия педагогов, родителей, учащихся в решении общих целей образования.

Все отчетливее проявляет себя необходимость формирования такого образовательного сообщества, где его субъекты (родители, педагоги, учащиеся) понимают и принимают общие цели и задачи образовательного процесса, объединяют свои усилия по формированию личности, способной успешно адаптироваться к требованиям современного производства, быта, досуга.

Успешное взаимодействие основных субъектов образовательного процесса становится важнейшим средством повышения качества как обучения, так и воспитания детей разного возраста. В настоящее время обнаруживаются существенные противоречия в понимании целей, задач современного образования родителями, воспитателями. Родители склонны рассматривать школу как учреждение, прежде всего готовящее молодого человека к продолжению образования в колледже, вузе. Учащиеся нередко воспринимают обучение в школе как нечто вынужденное, заставляющее приобретать невостребованную жизнью сумму знаний. Многие учителя видят цель своей работы в обеспечении такого образовательного процесса, при котором почти все дети успешно воспроизводят получаемые ими на уроках знания, независимо от понимания их смысла.

Также обнаруживаются существенные противоречия в понимании целей и задач современного воспитания детей 7-17 лет родителями, учителями, подростками. Многие взрослые видят его в приобретении детьми таких качеств как инициативность, активность в учебе и труде, стремление самостоятельно совершенствовать приобретенные знания и умения, способность ценить опыт старших поколений. Молодые люди нередко считают, что следует быть беспринципными, самоуверенными, жесткими, подчас наглыми, чтобы добиться успеха в современной жизни. Необходимой согласованности в подготовке подрастающего поколения к современной жизни в действиях основных субъектов образовательного и воспитательного процесса не обнаруживается.

В связи с этим актуальной задачей становится социологический анализ основных противоречий, возникающих при взаимодействии этих субъектов обучения и воспитания детей разного возраста.

Важно выяснить содержание и глубинные причины расхождений в трактовке целей, задач, методов взаимодействия в образовательном процессе; возможные варианты более эффективного сотрудничества при подготовке подрастающего поколения к успешному включению в самостоятельную взрослую жизнь. На основе проведенных исследований возможно дальнейшее уточнение основных направлений модернизации отечественного образования, а также выработка оптимальных вариантов реализации сложных задач повышения качества образовательного процесса в ДОУ.

Объект исследования - барьеры в ДОУ.

Предмет исследования - процесс возникновения барьеров между субъектами образовательного процесса в ДОУ.

Цель исследования - выявление и описание барьеров общения между субъектами образовательного процесса в ДОУ.

Задачи исследования:

1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.

2. Выделить особенности барьеров общения.

3. Проанализировать состояние барьеров общения между субъектами образовательного процесса в практике ДОУ.

4. Разработать методические рекомендации по преодолению психологических барьеров между сотрудниками в педагогическом коллективе ДОУ.

Методы исследования определялись теоретическими позициями общей и специальной психологии и педагогики, а также задачами экспериментальной работы. Исследование включало: теоретический анализ психолого-педагогической, методической литературы по теме исследования; психолого-педагогический эксперимент; количественный и качественный анализ результатов исследования.

Теоретической базой исследования выступили положения: психологии личности Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн, А. Маслоу; психологии жизненного пути и психологии жизненных ситуаций Б.Г. Ананьев, Л.И. Анцыферова, Р.А. Ахмеров, А.К. Болотова, Л.Ф. Бурлачук, С.Л. Рубинштейн; концепция психологической устойчивости личности Е.П. Крупник; психологии совладания P.M. Загайнов, Е.Ю. Коржова, А.В. Махнач.

Структура курсовой работы состоит из ведения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

Глава I. Теоретические основы психологических барьеров между сотрудниками в педагогическом коллективе ДОУ

1.1 Понятие «Психологический барьер» в психолого-педагогической и управленческой литературе

В большой энциклопедии дается следующее определение слову «барьер»: «Барьер (франц. Barriere):

1) Невысокое заграждение, перегородка, препятствующее свободному проходу, проезду;

2) В спорте - препятствие, которое должны преодолеть при состязании всадники, бегуны и т.п.»

Понятие психологического барьера используется для обозначения каких либо психологически обусловленных преград, препятствий, мешающих человеку добиться поставленной цели, выполнить задание или решить проблему. В «Атласе по психологии» [17, стр. 60] дается, например, такое определение: «барьер психологический - мотив, препятствующий выполнению определенной деятельности или действия, в частности, общению с определенным человеком или группой людей».

Под психологическим барьером понимают также и психологическое состояние человека, испытывающего трудности в определенной деятельности или общении.

Немов Р.С. даёт такое определение: психологический барьер - это внутренняя, психологическая причина, препятствующая человеку естественно, свободно и раскованно вести себя на людях, в общении с ними в определенных жизненных ситуациях. [22, C. 251]

Изучению барьеров в коммуникационной сфере (сфере общения) посвящены работы Л.И. Божович [24, 25], Е.В. Руденского и других. При этом выделяются такие барьеры, как «барьер темперамента», «барьер акцентуации характера», «барьер манеры общения», «барьер отрицательных эмоций» (страдания, гнева, отвращения, страха, стыда и вины), «барьер неправильной установки сознания» (стереотип, предвзятость, отсутствие интереса, пренебрежение фактами), «барьер речи», «физические барьеры», «социально-ролевые барьеры», «информационно-познавательные барьеры», «социально-психологические барьеры», «организационно-психологические барьеры» [12].

Барьеры как детерминирующие факторы динамизации деятельности на разных ее этапах изучаются в работах Р.Х. Шакурова [29] и его учеников. При этом выделяются такие виды барьеров, как ценностно-ориентационный барьер, барьер неопределенности, предметно-преобразовательный барьер и барьер дефицита информации о полученном результате. В процессе преодоления барьера Р.Х. Шакуров выделяет три взаимосвязанные стороны: эмоционально-волевую, познавательную и операционно-поведенческую. А само преодоление барьеров различного рода рассматривается как основа функционирования и развития психики.

Барьеры как препятствия достижению цели и возникающие вследствие этого внутренние конфликты и фрустрации изучаются в работах Т. Дембо (школа Левина) [20]. При этом в качестве барьеров рассматриваются такие препятствия как «сложность задачи», «неумение испытуемого», «социальные отношения между экспериментатором и испытуемым».

Причиной психологического барьера могут служить социально-культурные различия между партнёрами по общению. Это могут быть социальные, политические, религиозные и профессиональные различия, которые приводят к различной интерпретации тех или иных понятий, употребляемых в процессе коммуникации. В качестве барьера может выступать и само восприятие партнёра по общению как лица определённой профессии, определённой национальности, пола и возраста. Например, огромное значение для возникновения барьера играет авторитетность коммуникатора в глазах реципиента. Чем выше авторитет, тем меньше преград на пути усвоения предлагаемой информации. Само нежелание прислушиваться к мнению того или иного человека часто объясняется его низкой авторитетностью.

Общение является неизменным составляющим, социальной жизни человека, не всегда поддающихся сознательному контролю. Этому можно обучаться, но в гораздо меньшей степени, чем технике и приёмам общения. Под средствами общения понимается то, каким образом человек реализует определённое содержание и цели общения. Зависят они от культуры человека, уровня развития, воспитания и образования. Когда говорят о развитии у человека способностей, умений и навыков общения, прежде всего, имеют в виду технику и средства общения. [19, C. 125]

Психологические барьеры в общении возникают незаметно и субъективно, нередко они не ощущаются самим человеком, но незамедлительно воспринимаются окружающими. Человек перестает ощущать неверность своего поведения и уверен, что общается нормально. Если он обнаруживает несоответствия, начинают развиваться комплексы.

Перечислим психологические барьеры, которые возникают в процессе общения людей.

Первое впечатление считается одним из барьеров, который может способствовать ошибочному восприятию партнера по общению. Почему? Первое впечатление, по сути, не всегда бывает первым, так как на формирование образа влияет и зрительная, и слуховая память. Следовательно, оно может быть относительно адекватным, соответствовать чертам характера, а может быть ошибочным.

Барьер предвзятости и беспричинной негативной установки. Выражается в следующем: внешне беспричинно человек начинает отрицательно относиться к тому или иному человеку в результате первого впечатления или по каким-то скрытым причинам. Следует установить возможные мотивы появления такого отношения и преодолевать их.

Барьер отрицательной установки, введенной в опыт человека кем-либо из других людей. Вам сообщили отрицательную информацию о ком-то, и складывается негативная установка по отношению к человеку, о котором вам мало что известно, нет опыта личного взаимодействия с ним. Таких негативных установок, привнесенных извне, до вашего личного опыта общения с конкретным человеком надо избегать. К новым людям, с которыми предстоит общаться, надо подходить с оптимистической гипотезой. Не ориентируйтесь в окончательной оценке человека только на мнение других. человека только на мнение других.[25, C. 75]

Барьер «боязни» контакта с человеком. Бывает, что вам необходимо вступить в непосредственный контакт с человеком, но как-то неловко. Что делать? Попытайтесь спокойно, без эмоций проанализировать, что сдерживает вас в общении, и вы убедитесь, что эти эмоциональные наслоения или субъективны, или носят слишком второстепенный характер. После беседы обязательно проанализируйте успешность разговора и зафиксируйте собственное внимание на том, что ничего страшного не произошло. Обычно такой барьер характерен для людей, испытывающих сложности в общении, имеющих в целом низкий уровень общительности.

Барьер «ожидания непонимания». Вы должны вступить в непосредственное взаимодействие с человеком в деловом или личностном общении, но вас волнует вопрос: правильно ли вас поймет партнер? Причем здесь нередко исходят из того, что партнер обязательно должен понять неверно. Начинают прогнозировать последствия этого неверного понимания, предвосхищать неприятные ощущения. Необходимо спокойно и обстоятельно проанализировать планируемое вами содержание беседы и по возможности устранить из нее те моменты или эмоциональные аспекты, которые могут вызвать неадекватное толкование ваших намерений. После этого смело вступайте в контакт.

Барьер «возраста» - типичный в системе обыденного общения. Возникает в самых разнообразных сферах человеческого взаимодействия: между взрослыми и детьми (взрослый не понимает, чем живет ребенок, что является причиной многих конфликтов), между людьми разных поколений. Люди постарше нередко осуждают поведение молодых, как бы забывая себя самих в этом возрасте. Молодые раздражаются, посмеиваются. Возникают осложнения в межличностных отношениях. Возрастной барьер в общении опасен и в семейных отношениях, и в системе служебного взаимодействия. [15, C. 115]