Аудиовизуальные средства повышения познавательного интереса у школьников на уроках биологии

дипломная работа

Введение

Познавательный интерес - это увлеченность человека, потребность к углублению и творческому применению знаний. Если этот интерес есть у школьника, то он учится не ради оценок или похвал, наград и поощрений, а потому, что он увлечен учебой, что он стремится к совершенствованию своей личности, что он просто не может поступать по-другому. Для его возникновения и развития нужна система образования и самообразования, воспитания и самовоспитания, а не только поиски кратковременных средств воздействия пробуждающих и поддерживающих любопытство и заинтересованность ученика на уроке, собрании и т. д. Формирование и развитие у учащихся интереса к знаниям должно осуществляться учителем с опорой на психолого-педагогические основы данного процесса [79].

Необходимо отметить, что положение о необходимости развития у школьников познавательного интереса не ново. Первые попытки определения понятия «интерес» находим в трудах еще античных философов [37]. Проблеме формирования интереса уделял внимание Я.А. Коменский, Ж.Ж. Руссо, К.А. Гельвеций. И.Ф. Гербарт, исследуя проблему интереса, сделал попытку выяснить, что такое интерес, его виды, связать интерес со стремлением к действию и самим действием. Он обращает внимание на условия возбуждения интереса, т.е. общепедагогические проблемы интереса он выводит на методику его формирования и развития [60]. В России проблемой познавательного интереса начали заниматься еще в XVIII веке. Непосредственно вопросу познавательного интереса посвящены работы следующих педагогов: К.Д. Ушинского, В.Г. Белинского, Н.И. Пирогова. В.Г. Выдающиеся психологи ХХ века (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, В.Н. Мясищев и др.) исследовали этот научный феномен, раскрыв его психологическую сущность. Проблема познавательного интереса стала рассматриваться с точки зрения педагогической науки, тогда как раньше считалось, что интерес - это в первую очередь проблема психологии. Но именно Г.И. Щукина, а позднее и ее ученики, разработали теорию познавательного интереса в педагогическом плане. Они изучили познавательный интерес с позиций дидактики, психологии и методики обучения. Научная школа Г.И. Щукиной, в которую входили Ф.К. Савина, В.Н. Максимова, А.С. Роботова, И.Г. Шапошникова, В.Н. Липник и др., исследовали многие вопросы проблемы познавательного интереса, установили его связь с ценностями личностями, с мотивами деятельности, раскрыли модификации познавательных интересов в связи с его предметным содержанием и возрастом детей[56].

Несмотря на тот факт, что вопрос познавательного интереса достаточно широко раскрыт в трудах педагогов и психологов, сейчас развитие познавательного интереса у школьник стоит достаточно остро. Это связанно с тем, что современный период развития общества характеризует процесс информатизации всех областей жизнедеятельности человека. И сфера образования не исключение. Поэтому на развитие познавательного интереса необходимо направить не только основы, которые заложили известные теоретики, но и рассмотреть все возможности применения аудиовизуальных технологий. Это и определило проблему исследования выпускной квалификационной работы - как применение аудиовизуальных технологий будет способствовать развитию познавательного интереса учащихся.

Исследовательская проблема обусловила выбор темы выпускной квалификационной работы: «Аудиовизуальные средства повышения познавательного интереса у школьников на уроках биологии».

Цель выпускной квалификационной работы: выявить возможности аудиовизуальных средств в развитии познавательного интереса у школьников на уроках биологии.

Объект исследования: процесс обучения школьников.

Предмет исследования: содержание, формы и методы применения аудиовизуальных средств на уроках биологии для повышения познавательного интереса у школьников.

Задачи исследования:

1. На основе изучения литературы по теме исследования проанализировать его основные понятия.

2. Выявить сущность, функции, компоненты и уровни познавательного интереса;

3. Проанализировать аудиовизуальные технологии как средство повышения познавательного интереса;

4. Оценить возможности и потребности в использовании компьютера в преподавании биологии в школе как основного аудиовизуального средства повышения познавательного интереса по предмету;

5. Проанализировать потенциал Microsoft PowerPoint как средства создания презентаций для повышения познавательного интереса у школьников на уроках биологии.

6. Провести диагностику развития познавательного интереса.

Гипотеза - процесс обучения школьников может быть эффективным, если при объяснении определенных заданий будет использован компьютер, так как:

его использование оптимизирует деятельность учителя;

применение цвета, графики, звука, современных средств видеотехники позволяет моделировать различные ситуации и среды, развивая при этом творческие и познавательные способности учащихся;

он позволяет усилить познавательные интересы ученика.

Для решения поставленных задач в выпускной квалификационной работе был использован комплекс методов:

1. Теоретические: анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, теоретико-методический анализ исследуемой проблемы, разработка методических основ ее реализации в обучении биологии;

2. Эмпирические: наблюдение, беседа, анкетирование, изготовление мультимедийных презентаций для проведения педагогического эксперимента и анализ результатов работы с ними, статистическая обработка результатов эксперимента.

Этапы исследования:

I этап -- проведен анализ теоретических источников в области методики биологии, психологии, педагогики. Эта работа позволила выявить направления исследования, сформулировать тему, определить его цель, задачи и гипотезу;

II этап-- разработка и реализация методики применения отдельных аудиовизуальных средств, сбор информации опытно-экспериментальной работы, анализ результатов исследования, их обобщение, формулирование основных выводов, литературное оформление результатов исследования;

III этап -- оформление выпускной квалификационной работы и ее защита.

Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в том, что в ней предложена методика изготовления мультимедийной презентации и их применение на уроках биологии в целях развития познавательного интереса у школьников.

База исследования: МОУ «Новоаннинская гимназия» г. Новоаннинский, профессиональный лицей № 10 г. Волжского. Общее количество участников эксперимента составило 103 человека.

Делись добром ;)