logo
Апробация специального курса по обществознанию "Основы социально-гуманитарных дисциплин"

Введение

Одним из ключевых направлений в деятельности современного преподавателя является профориентация учеников старших классов. Профориентация старшеклассников - это один из наиболее сложных процессов. Он требует от преподавателя хорошего знания различных разделов психологии, методов индивидуальной и коллективной диагностики старшеклассников, умение составлять психологический портрет отдельных учеников и класса в целом, умения выявлять склонности и интересы учеников, мотивы, лежащие в основе выбора учениками той или иной профессии.

Особое место в профориентационной деятельности занимает работа с одаренными учениками. Сложность заключается в том, что такие ученики обладают высоким уровнем интеллекта, нестандартным мышлением, широким кругом интересов, творческим подходом к решению различных вопросов.

Поэтому преподавателю, работающему с такими учениками необходимо постоянно совершенствоваться, постоянно пополнять свои знания, осваивать и самостоятельно разрабатывать новые методы и приемы работы с учениками. Постоянно анализировать собственную деятельность, работу учеников и их достижения, эффективность применяемых методов и результативность процесса подготовки учеников.

Для более эффективной подготовки одаренных учеников, стимулирования у них положительной мотивации к дальнейшему обучению и выбору будущей профессии, необходимо разрабатывать специальные курсы, материал которых выходит за рамки школьного курса. Такой подход позволит активизировать познавательную деятельность одаренных учеников, при этом ученики будут иметь возможность получить знания, сформировать, под руководством преподавателя, умения и навыки, соответствующие их уровню развития и подготовки.

Преподавателю, осуществляющему разработку и апробацию спецкурсов для дополнительной подготовки одаренной молодежи потребуется:

- Тщательно изучить нормативную документацию, регламентирующую процесс подготовки одаренных учеников

- Проанализировать методическую литературу по теории специальных курсов

- Знать особенности типов спецкурсов, их структурных элементов, особенности компоновки материала в содержании

- Тщательно изучить научную, научно - популярную и учебную литературу по теме спецкурса

- Знать и учитывать психологические и психофизиологические особенности юношеского возраста

- Знать и учитывать индивидуальные психологические особенности, склонности и интересы, отобранных для подготовки старшеклассников

- Знать и учитывать социально - психологические особенности малой группы

- На высоком уровне владеть методикой преподавания своего предмета (в том числе и нестандартными методами обучения)

- Обладать организаторскими способностями

- Уметь быстро реагировать на изменяющуюся в группе обстановку

- Уметь разрешать конфликтные ситуации на начальной стадии, не допуская развития конфликта

- Уметь найти подход к каждому ученику и группе в целом и т.д.

Дополнительная специальная подготовка одаренных учеников по программам спецкурсов, материал которых выходит за рамки школьных программ, способствует процессу самореализации и профессионального роста преподавателей, осуществляющих процесс разработки и апробации спецкурсов, решению вопроса подготовки студенческих кадров для ВУЗов и будущих специалистов для государственных структур.

Актуальность работы состоит в том, что ее автор поднимает вопросы о проблемах профориентации старшеклассников по линии социально - гуманитарной подготовки и об отборе кадров для высших учебных заведений гуманитарного профиля, раскрывает в работе свое видение проблемы профориентации и кадрового отбора абитуриентов в ВУЗы гуманитарного профиля и предлагает пути их решения.

Соответственно, под кадрами автор подразумевает старшеклассников - гуманитариев с высоким уровнем интеллекта, активной жизненной позицией, высокими морально - психологическими качествами, имеющих твердое и осознанное желание продолжить обучение по линии гуманитарного образования. Получить гуманитарную специальность: преподаватель истории и обществознания, организатор работы с молодежью и др. и работать по выбранной специальности на благо общества и государства.

В работе автор предлагает свое видение системы поиска, отбора и дополнительной подготовки старшеклассников - гуманитариев для их дальнейшего обучения в ВУЗах гуманитарного профиля. Автор представляет результаты собственной практической деятельности по подготовке старшеклассников - гуманитариев. И выражает надежду, что его опыт, положительные результаты апробации программы спецкурса по обществознанию «Основы социально - гуманитарных дисциплин», а также разработки перспективного плана развития и совершенствования спецкурса будут полезны для студентов исторического (и не только) факультета, педагогов - практиков и всех тех, кто интересуется вопросами преподавания социально - гуманитарных дисциплин.

Объект исследования - это спецкурс по обществознанию «Основы социально - гуманитарных дисциплин».

Предмет исследования: Апробация спецкурса по обществознанию «Основы социально - гуманитарных дисциплин».

Хронологические и территориальные рамки исследования

Так как данная работа имеет непосредственное отношение к методике преподавания истории и социальных дисциплин, а тема работы предполагает проведением автора дипломной работы апробацию спецкурса по обществознанию, то хронологические и территориальные рамки исследования ограничиваются периодом современности.

Время: Ноябрь 2013г. - май 2016г.

Ноябрь 2013г. - выдвижение идеи о разработке и апробации спецкурса по обществознанию на международной научно - практической конференции по проблемам государственной молодежной политики в СПГУТД (г. Санкт - Петербург). Поддержка идеи секцией и руководством СПГУТД.

Декабрь 2013г. - апрель 2014г. - разработка рабочей программы спецкурса по обществознанию «Основы социально - гуманитарных дисциплин».

Май 2014г. - март 2015г. - апробация спецкурса по обществознанию «Основы социально - гуманитарных дисциплин».

Февраль - май 2015г. - разработка перспективного плана развития и совершенствования спецкурса.

Место: ЦТНК с. Верховажье Верховажского района Вологодской области.

Контингент: ученики 10-х (затем 11-х классов) Верховажской средней общеобразовательной школы им. Я.Я. Кремлева.

Историографический анализ

Исходя из того, что хронологические рамки исследования ограничиваются периодом современности, и не предполагают глубокого исторического экскурса, автор сосредоточил свое внимание на поиске, отборе и анализе современной научной, научно - популярной и учебной литературы.

Такой подход позволил автору:

А) Проанализировать и отобрать теоретический материал, необходимый для написания первой (теоретической) главы дипломной работы и разработки теоретических разделов рабочих программ спецкурсов

Б) Отобрать материал практической направленности, необходимый для иллюстрации теоретических положений социально - гуманитарных дисциплин и активизации деятельности старшеклассников на лекционных и семинарских занятиях

Б) Скомпоновать теоретический и практический разделы, не допустив сильного уклона в сторону теоретической части.

Более подробно рассмотрим виды литературы и часть работ, материал которых использовался автором в процессе написания над дипломной работы и апробации ее практической части.

Материал и информация из научных работ использовались автором при разработке рабочих программ спецкурсов, содержащихся во второй и третьей главах дипломной работы. В частности, автор обращался к работам Питирима Сорокина, Владимира Михайловича Бехтерева, Ивана Петровича Павлова, военного аналитика, генерала А.Е.Вандама (Едрихина) и некоторых других ученых, оставивших свой след в сфере социально - гуманитарных дисциплин.

В своем научном труде - «Человек. Цивилизация. Общество», один из ведущих социологов XX века, Питирим Сорокин, проанализировал социальную структуру общества, описал ключевые факторы, оказывающие влияние на развитие общества, уделил внимание характеристике исторического процесса, закономерностям исторического процесса, особенностям линейного и циклического развития общества и государства. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество./ П.А. Сорокин.

Работа выдающегося отечественного психиатра и психолога Владимира Михайловича Бехтерева «Внушение и его роль в общественной жизни» посвящена анализу внушения, механизмов возникновения и развития психических эпидемий, роли внушения в зарождении этих эпидемий, их распространения во время кризисных ситуаций в обществе. Также Бехтерев подробно анализирует механизмы элементарного коллективного поведения, факторы, оказывающие влияние на настроения и поведение толпы. Бехтерев В.М. Роль внушения в общественной жизни/ В.М. Бехтерев

Труд российского физиолога Ивана Петровича Павлова «Рефлекс свободы», затрагивает вопросы рефлексологии, психофизиологии и психологии. В своей работе ученый анализирует структуру высшей нервной деятельности, типы темперамента, виды рефлексов, рассматривает взаимосвязь физиологии и психологии. Показывает на конкретных примерах влияние инстинктов и рефлексов на поведение животных и человека Павлов И.П. Рефлекс свободы/ И.П. Павлов..

Работы генерала А.Е.Вандама (Едрихина) «Наше положение» и «Величайшее из искусств» («Обзор современного положения в свете высшей стратегии») посвящены детальному анализу геостратегического положения России, природных и климатических условий страны и их влиянию на социально - экономическое и политическое развитие государства вплоть до начала XX века. Вандам А.Е. Геополитика и геостратегия/ А.Е.Вандам

Автор данной работы использовал научно - популярные книги в процессе разработки рабочих программ спецкурсов по обществознанию, а также в период апробации спецкурса «Основы социально - гуманитарных дисциплин». С целью отбора практического материала (описание различных жизненных ситуаций и вариантов их развития, анализ внутренних и внешних факторов, влияющих на индивидуальное и коллективное поведение, на ход исторических и социально - политических события). А также для подтверждения и иллюстрации теоретических положений той или иной социально - гуманитарной дисциплины и моделирования учебных ситуаций на семинарских и лекционных занятиях.

В частности, автор обращался к работам одного из ведущих специалистов в области социальной психологии и психологии управления - доцента, кандидата психологических наук Виктора Борисовича Шапарь.

«Психология манипулирования» - одна из работ В.Б. Шапарь. В книге ученый, в доступной для широкого круга читателей форме, раскрывает вопросы психологии управления. А именно - особенности психологии манипулятивного воздействия, методы манипулирования поведением человека, психофизиологические особенности человека и их учет в процессе общения, особенности техники аргументирования и контраргументирования, особенности техники спекулятивной аргументации, методы избегания конфликтов в процессе общения и др. Шапарь В.Б. Психология манипулирования/В.Б. Шапарь. - Ростов н/Д.:Феникс,2007.-368с.

«Психология религиозных сект» - еще одна значимая работа ученого. Книга посвящена вопросам организации и классификации религиозных сект, подробному анализу исторического аспекта групповой и индивидуальной психологии сектантства. Анализу социально - психологических истоков эволюции сектантства в современном обществе, анализу психологии современных сектантов, методов психологической обработки в сектах. Шапарь В.Б. Психология религиозных сект/В.Б. Шапарь. - Минск: Харвест, 2004.-384с

Учебная литература - произведения, создаваемые как средство обучения для определенной системы образования или переподготовки кадров, для конкретного учебного заведения или для самообразования.

Учебная литература группируется по видам изданий:

- Программно-методические (программы, методические указания к программам, методические письма и руководства)

- Обучающие (учебники, учебные пособия, конспекты лекций и др.)

- Вспомогательные (хрестоматии, практикумы, сборники практических заданий и пр.)

- Издания на иностранных языках.

При разработке программ спецкурсов и проведении лекционных занятий, автор дипломной работы применял обучающую литературу, освещающую вопросы таких социально - гуманитарных дисциплин, как: социальная психология, психология масс, виктимология и др.

Наиболее часто автор обращался к учебникам и учебным пособиям А.П.Назаретяна (учебное пособие «Агрессивная толпа, массовая паника, слухи. Лекции по социальной и политической психологии») и Д.В. Ривмана («учебник «Криминальная виктимология»).

Учебное пособие «Агрессивная толпа, массовая паника, слухи. Лекции по социальной и политической психологии» написано одним из ведущих российских специалистов в области психологии масс и прикладной политической психологии - кандидатом психологических наук, доктором философских наук, профессором МГУ Акопом Погосовичем Назаретяном. Пособие рекомендовано студентам, изучающим социальную и политическую психологию, сотрудникам консалтинговых агентств и всем тем, кто интересуется вопросами практической психологии. Назаретян А.П. Агрессивная толпа, массовая паника, слухи. Лекции по социальной и политической психологии/А.П. Назаретян. - Санкт - Петербург: «Питер»,2004.-192с.ил.

В пособии подробно рассмотрены и на многочисленных практических примерах (в том числе и на историческом материале) проанализированы виды толпы, механизмы элементарного коллективного поведения, феномен массовой паники, слухи как социально - психологическое явление и как орудие политической борьбы. Проанализирован процесс разработки и практического применения рекламных технологий, рассмотрена специфика их воздействия на массовое сознание и поведение. Назаретян А.П. Агрессивная толпа, массовая паника, слухи. Лекции по социальной и политической психологии/А.П. Назаретян. - Санкт - Петербург: «Питер»,2004.-192с.ил.

Учебник «Криминальная виктимология» написан ученым - криминалистом, социологом, доктором юридических наук, профессором, заслуженным юристом РФ Давидом Вениаминовичем Ривманом. В учебнике содержится материал по одной из «пограничных» социально - гуманитарных дисциплин - виктимологии (науке о жертвах преступления и особенностях их поведения). Ривман Д.В. Криминальная виктимология/Д.В. Ривман. - Санкт - Петербург: Питер,2002.-304с.

Д.В. Ривман подробно, на множестве примеров раскрывает и показывает психологические особенности жертвы преступления, особенности поведения жертвы в механизме преступления.

Автор дает подробную социально - демографическую и социально - психологическую характеристику жертв преступлений, анализирует виктимологическую составляющую механизма преступления, виктимологические особенности разных видов преступлений, методы виктимологической профилактики преступлений. Ривман Д.В. Криминальная виктимология/Д.В. Ривман. - Санкт - Петербург: Питер,2002.-304с.

Изученная литература позволяет сделать вывод, что специальных работ раскрывающих теоретические основы специальных курсов: типологию, структуру, содержание и пр. имеется незначительное количество. Таким образом, на основе вышесказанного, автор ставит перед собой следующую цель.

Характеристика целей работы и задач

Цель - Разработать и апробировать программу спецкурса по обществознанию «Основы социально - гуманитарных дисциплин»

Задачи

- Осуществить поиск, отбор и анализ источников (ФГОС, основные общеобразовательные программы учебных заведений, образовательные программы, рабочие программы по предмету), содержащих информацию о требованиях к преподаванию предмета «обществознание» на профильном уровне средней общеобразовательной школы, требования к уровню подготовки выпускников старших классов, а также о теоретических аспектах спецкурсов

- Определить место спецкурса по обществознанию «Основы социально - гуманитарных дисциплин» в системе курсов подготовки профильного уровня по обществознанию

- Отобрать и проанализировать научную, научно - популярную литературу по рефлексологии, психофизиологии, общей и возрастной психологии, психологии общения, социальной психологии, психологии масс, геополитике, для осуществления разработки программы спецкурса по обществознанию «Основы социально - гуманитарных дисциплин»

- Провести внеурочные занятия на базе средней общеобразовательной школы или учреждения дополнительного образования и выступить с результатами апробации на научно - практических конференциях, посвященных проблемам воспитания и развития молодежи, поиска, отбора и формирования молодежного кадрового резерва

- Провести корректировку программы спецкурса по обществознанию «Основы социально - гуманитарных дисциплин» в направлении профильной подготовки - «Организация работы с молодежью»

Источниковедческий анализ

Как уже было сказано выше, тема дипломной работы ограничивается рамками современности и не предполагает работу с источниками более раннего времени. Поэтому, в процессе отбора необходимой информации, автор обратился к современным источникам - ФГОС нового поколения, основной общеобразовательной программе образовательного учреждения, рабочей программе по предмету и методической разработке по теории спецкурсов. Рассмотрим более подробно каждый из перечисленных источников.

ФГОС - совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию. Федеральный закон от 29 декабря 2012г. N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Каждый стандарт включает в себя виды требований:

1) Требования к структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной общеобразовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части формируемой участниками образовательного процесса

2) Требования к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально - техническим и иным условиям

3) Требования к результатам освоения основных образовательных программ

При этом ФГОС обеспечивает:

- Единство образовательного пространства РФ

- Преемственность основных образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования

- Духовно - нравственное развитие и воспитание. ФГОС среднего (полного) общего образования

ФГОС устанавливаются сроки получения общего и профессионального образования, с учетом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий обучающихся.

Стандарт является основой:

- Для разработки примерных основных образовательных программ

- Разработки программ учебных предметов, курсов, учебной литературы, контрольно - измерительных материалов

- Организации образовательного процесса в образовательных учреждениях, реализующих основную образовательную программу в соответствии со стандартом, независимо от их организационно - правовых форм и подчиненности. ФГОС среднего (полного) общего образования

Основная образовательная программа (ООП) образовательного учреждения - это нормативный документ, определяющий цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени общего и высшего образования (по каждому направлению (специальности) и уровню).

ООП включает в себя следующие структурные элементы:

- Пояснительная записка

- Планируемые результаты

- Учебный план

- Программа формирования универсальных учебных действий (УУД) у обучающихся на ступени общего образования

- Программы отдельных учебных предметов, курсов, включенных в учебный план

- Программа духовно - нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени общего образования

- Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни

- Программа коррекционной работы

- Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП

- План внеурочной деятельности

- Система условий реализации ООП.

ООП реализуется образовательным учреждением через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением требований государственных санитарно - эпидемиологических правил и нормативов. Разработка ООП ведется в соответствии с ФГОС на каждую ступень образования.

Рабочая программа по предмету. В нормативных актах нет прямого определения термина «рабочая программа по предмету». Однако, устанавливается ее место и значение в системе образования. Этот термин является составной частью понятия «образовательная программа» как часть комплекса основных характеристик образования, а также понятия «примерная основная образовательная программа» как структурная единица учебно-методической документации, определяющей объем и содержания определенного уровня и направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы, условия образовательной деятельности и др.

Таким образом, мы можем говорить о том, что рабочая программа по учебному предмету - это составная часть образовательной программы общеобразовательной организации, представляющая собой совокупность учебно-методической документации, которая самостоятельно разрабатывается преподавателем учебного заведения на основе рабочего плана и примерных программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), рекомендованных Министерством образования и науки РФ, авторских программ, с учетом целей и задач ООП школы и отражает пути реализации содержания учебного предмета.

Структурными элементами рабочей программы являются:

- Титульный лист

- Пояснительная записка

- Планируемые результаты по окончании изучения курса

- Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

- Содержание учебного предмета по годам обучения

- Внеурочная деятельность учащихся по предмету

- Контрольные материалы (тесты, контрольные работы и др.).

Содержательная часть рабочей программы включает в себя:

- Конкретизацию общей цели данной ступени образования с учетом специфики учебного предмета

- Общую характеристику учебного предмета (курса)

- Описание учебного предмета (курса) в учебном плане

- Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

- Личностные, метапредметные и предметные результаты усвоения учебного предмета (курса)

- Определение основных видов учебной деятельности учащихся

- Описание материально-технического и информационного обеспечения образовательного процесса

- Технологии преподавания и проверки запланированных результатов.

Методическая разработка - это пособие, раскрывающее формы, средства, методы обучения, элементы современных педагогических технологий или сами технологии обучения и воспитания применительно к конкретной теме урока, теме учебной программы, преподаванию курса в целом.

Методическая разработка может быть как индивидуальной, так и коллективной. Она направлена на профессионально - педагогическое совершенствование преподавателя и качества подготовки по учебным специальностям.

Методическая разработка может представлять собой: разработку конкретного занятия, серии занятий, темы программы, разработку авторской методики преподавания дисциплины, общей методики преподавания дисциплины, новых форм, методов и средств обучения и воспитания, разработки, связанные с новыми учебными специальностями, интегрированными специальностями и др.

Структурными элементами методической разработки являются:

- Титульный лист

- Рецензия (внешняя, внутренняя)

- Пояснительная записка

- Содержание

- Технологическая карта (если пособие по занятию для преподавателя)

- Заключение (тесты)

- Список литературы

- Приложения (дополнительный материал).Калениченко Е.С. Элективные курсы в предпрофильной подготовке и профильном обучении

Для написания первой (теоретической) главы дипломной работы автор использовал материал методической разработки Е.С. Калениченко «Элективные курсы в предпрофильной подготовке и профильном обучении» Калениченко Е.С. Элективные курсы в предпрофильной подготовке и профильном обучении.

В методическом пособии Е.С. Калениченко раскрывает понятие «элективный курс», дает четкое представление о задачах, функциях и типах спецкурсов, подробно разъясняет особенности предпрофильной подготовки и профильного обучения учеников старших классов, раскрывает структуру спецкурсов, анализирует содержание структурных элементов программы спецкурса, дает методические рекомендации по написанию рабочей программы спецкурса.

Дипломная работа состоит из введения, основной части, заключения, списка источников и литературы и приложений.

Во введении раскрыта научная проблема и актуальность дипломной работы, указаны объект и предмет исследования, хронологические и территориальные рамки исследования, дан историографический анализ, указаны цели и задачи работы. Представлены результаты источниковедческого анализа, дана краткая характеристика структуры работы.

В первой (теоретической) главе дается общая характеристика спецкурсов, рассмотрены типы спецкурсов, технология разработки рабочей программы, особенности спецкурса по обществознанию «Основы социально - гуманитарных дисциплин» и его место в системе курсов подготовки профильного уровня по обществознанию.

Во второй главе представлена разработка перспективного плана развития и совершенствования спецкурса по обществознанию «Основы социально - гуманитарных дисциплин», применительно к профильной подготовке абитуриентов по направлению «Организация работы с молодежью». В главе раскрывается актуальность направления подготовки «Организация работы с молодежью», рассмотрены особенности профессиональной подготовки специалиста ОРМ, особенности отбора и специальной дополнительной подготовки абитуриентов по направлению «Организация работы с молодежью».

Также в главе представлен примерный план дополнительной специальной подготовки абитуриентов по направлению« Организация работы с молодежью» на 2016 - 2018гг. и рабочая программа спецкурса по обществознанию «Актуальные вопросы социально - гуманитарных дисциплин в рамках курса подготовки абитуриентов по направлению “Организация работы с молодежью”, разработанная на основе апробированного спецкурса по обществознанию «Основы социально - гуманитарных дисциплин».

В списке источников и литературы указаны документы и работы, использовавшиеся автором при написании дипломной работы и апробации спецкурса «Основы социально - гуманитарных дисциплин».

В заключении изложены выводы о проделанной автором работе и перспективах практической реализации материала дипломной работы.

В приложениях содержится рабочая программа спецкурса по обществознанию «Основы социально - гуманитарных дисциплин» рецензия на программу спецкурса, справка об апробации спецкурса по обществознанию «Основы социально - гуманитарных дисциплин», копии научных публикаций автора дипломной работы, содержащие информацию об идее реализации спецкурса, разработке и итогах его апробации.

учебный обществознание абитуриент спецкурс