ВВЕДЕНИЕ
Актуальность выбранной темы. Вопрос относительно реализации потенциальных возможностей детей с нарушением интеллекта, их адаптации в обществе приобретает сегодня огромное социальное значение в нашей стране в связи с тенденцией к возрастанию количества детей данной категории и малым числом исследований, которые посвящены проблемам их обучения и воспитания.
Долгое время в российском образовании детей этой категории считали необучаемыми. Авторы современных научных работ по данной теме поднимают вопрос относительно реализации потенциальных возможностей такого рода детей в учебном процессе деятельности, а также про их возможности интеграции в социум (Бгажнокова И.М., Маллер А.Р., Малофеев Н.Н. пр.).
Сегодня проблемы воспитания детей с нарушением интеллекта решают посредством формирования классов для детей данной категории на основе коррекционных образовательных учреждений. Процесс обучения детей с нарушением интеллекта происходит согласно Концепции модернизации отечественного образования, проектом Государственного стандарта общего образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, Типовым положением о коррекционном образовательном учреждении.
Творчество является интегральной деятельностью человека, которая нужна любой личности в современном мире. От готовности людей к активным творческим занятиям зависит будущее развитие современного социума.
Интеллектуальное, эмоционально-нравственное, художественное состояние детей в ходе их практической деятельности может проявляться в детских поступках, но оптимальное развитие детей может совершаться лишь при целенаправленном, систематическом и соответствующем возрастным
особенностям обучении и воспитании.
Особенное место в данной деятельности отводят изобразительной деятельности и изобразительному искусству, что есть формой активного, эмоционально-нравственного познания окружающего мира, его характера творческого.
Работ, которые связаны с анализом познавательной деятельности детей с нарушением интеллекта, мало. Понятие познавательной деятельности связывают с активизацией учебного процесса дошкольников, которые имеют недоразвитие интеллекта, и их познавательными интересами (Еременко И.Г., Кудрина С.В., Петрова В.Г. и пр.).
Объект работы: познавательная деятельность детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта.
Предмет работы: процесс педагогического стимулирования познавательной деятельности детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта посредством аппликации.
Цель работы: рассмотреть основы процесса обучения аппликация как средства формирования познавательной активности у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта, провести констатирующий эксперимент.
Задачи работы:
1. рассмотреть особенности развития творческих способной у детей дошкольного возраста при помощи аппликации;
2. дать определение понятию «аппликация», рассмотреть ее виды и основные технические приемы;
3. проанализировать содержание работы по аппликации у детей дошкольного возраста;
4. рассмотреть основы развития познавательной активности в процессе выполнения аппликации;
5. изучить особенности обучения детей с нарушением интеллекта;
6. проанализировать особенности организации работы по развитию познавательной активности детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта в процессе аппликации;
7. провести констатирующий эксперимент по развитию познавательной активности детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта в процессе аппликации.
8. рассмотреть особенности использования нетрадиционных техник аппликации как средства развития творческих способностей детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта.
Структура работы: данная курсовая работа состоит из введения, двух глав (теоретической и аналитическо-экспериментальной), заключения и списка использованной литературы ().
- ВВЕДЕНИЕ
- Глава 1. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ ПОМОЩИ АППЛИКАЦИИ
- 1.1 Понятие «аппликация», ее виды и технические приемы
- 1.2 Содержание работы по аппликации у детей дошкольного возраста
- 1.3 Особенности формирования познавательной активности у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта при помощи аппликации
- 1.3.1 Основы развития познавательной активности в процессе выполнения аппликации
- 1.3.2 Особенности обучения детей с нарушением интеллекта
- Глава 2. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА В ПРОЦЕССЕ АППЛИКАЦИИ
- 2.1 Создание условий для аппликативной деятельности
- 2.2 Отбор форм и методов работы с детьми дошкольного возраста с нарушением интеллекта в аппликативной деятельности
- 2.3 Организация констатирующего эксперимента с детьми с нарушением интеллекта в процессе аппликативной деятельности