logo
"Винни-Пух" на уроке литературы в начальной школе

Методические приемы использования произведения "Винни-Пух и все-все-все" на уроке литературы в начальной школе

Главная цель школьного обучения - формирование личности ученика. Чтение как учебный предмет имеет в своем распоряжении такое сильное средство воздействия на личность, как художественная литература. Художественная литература несет в себе огромный развивающий и воспитательный потенциал: приобщает ребенка к духовному опыту человечества, развивает его ум, облагораживает чувства. Чем глубже и полнее воспринято читателем то или иное произведение, тем больше воздействие на личность оно оказывает. Поэтому в качестве одной из ведущих задач обучения чтению программа выдвигает задачу обучения восприятию художественного произведения.

Чтобы решить данную задачу учителю необходимо создать благоприятные условия для работы над содержанием, разбором и усвоением прочитанного на основе разнообразных видов работы

Задачу обучения восприятию художественного текста, или точнее, обучения адекватному восприятию решают в процессе анализа произведения, который должен быть совместным (учителя и ученики) раздумьем вслух, что со временем позволит развиться естественной потребности самому разобраться в прочитанном. Анализ произведения должен быть направлен на выявление его идейного содержания, той основной мысли, которую стремится донести автор до своего читателя, на выявление художественной ценности произведения.

Чтение художественной литературы также должно решать совместно воспитательные и развивающие задачи. Литература - одно из важнейших средств всестороннего гармонического развития личности. Она необычайно расширяет жизненный опыт человека: помогает почувствовать, узнать и пережить то, что читатель, может быть, никогда не сможет испытать и пережить в действительной жизни. В процессе чтения художественных произведений у ребенка накапливается опыт разнообразных непосредственных читательских переживаний: различно окрашенных читательских эмоций - от восторга до грусти и даже страха; чувств, связанных с восприятием произведений разных жанров, стилей, авторов, исторических эпох. Чтение художественных произведений развивает речь детей: обогащает, уточняет и активизирует словарь учащихся на основе формирования у них конкретных представлений и понятий, развивает умение выражать мысли в устной и письменной форме. Это развитие осуществляется благодаря тому, что художественные произведения написаны литературным языком, точным, образным, эмоциональным, согретым лиризмом, наиболее соответствующим особенностям детского восприятия.

На примерах простых, доступных рассказов дети учатся понимать содержание произведения, его основную мысль, знакомятся с действующими лицами, их характерами и поступками, оценивают данные поступки. В элементарной форме дети получают представление об изобразительных средствах языка художественных произведений. Таким образом, чтение художественных произведений способствует формированию нравственных представлений и воспитанию чувств и эмоций у младших школьников.

Произведение, отобранное для изучения в начальной школе, должны быть актуально сознанию учеников, их возрастным особенностям. С этой точки зрения "Винни-Пух" как нельзя лучше подходит для этих целей.

Ниже я представляю план работы над сказкой - повестью "Винни-Пух и все-все-все" в начальной школе. Произведение достаточно объемное, поэтому подходит для домашнего чтения, и анализ произведения на уроке предполагает владение учащимися содержанием. Работ над сказка должна осуществляться на нескольких уроках.

Тема: Изучение сказки-повести А. Милна "Винни-Пух и все-все-все"

Задачи:

обучать восприятию и пониманию произведения, учить давать характеристику героям, оценивать их поступки;

- развивать выразительность речи, мышление, память, воображение;

- воспитывать нравственные и эстетические чувства и эмоции.

Ход занятий:

Форма: беседа.

I. Подготовительный этап. Введение в тему.

Учитель:

Ребята, вы знаете много сказок, правда? Какие сказки вы знаете? А чем отличается сказка от обычного рассказа? Скажите, "Винни-Пух" - это сказка?

II. Проверка первичного восприятия произведения.

Ученики отвечают на вопросы учителя:

Понравилось ли вам произведение?

Кто главные герои в сказке? - Кто из героев вам понравился больше всего? - Было ли вам смешно, когда вы читали сказку? Когда? - Было ли грустно? Когда?

III. Первая ступень анализа текста.

Последовательное чтение отрывков, выбранных учителем, и их комментирование, с опорой на вопросы учителя.

Отрывок 1-ый (Глава 2)

С какими героя ми мы столкнулись в этой главе? Сейчас давайте охарактеризуем этих героев. Я назову несколько качеств героя, а вы мне скажете, согласны вы с ними или нет, и найдете подтверждение своим словам в тексте.

Винни-Пух: прожорливый, глупый, догадливый, вежливый, веселый.

Кролик: хитрый, умный, вежливый, жадный, веселый.

- Скажите, а вы любите нежданных гостей? Как бы вы отнеслись к приходу такого гостя?

Отрывок 2-ой (Глава 6)

Как можно охарактеризовать Иа-Иа?

Как вы думаете, Винни-Пух съел мед из жадности?

Как вы думаете, Сова и правда такая умная, какой хочет казаться?

Скажите, почему и Винни-Пух, и Пятачок сразу же побежали за подарком для Иа-Иа, как только узнали, что у него день рождения? А что вы могли бы сделать для друга?

Отрывок 3 (Глава 18)

Скажите, как заканчивается сказка: грустно или высело? - Подумайте, куда уходит Кристофер Робин?

Примечание: все отрывки можно читать по ролям, так это развивает и речевые умения, и стимулирует воображение, тем самым способствует более полному восприятию произведения.

IV. Вторичный синтез. Творческая работа.

На этом этапе ученикам предлагается инсценировать предложенную учителем сцену из "Винни-Пуха", например, из "Новой истории, в которой организуются поиски, а Пятачок опять чуть-чуть не встретил Слонопотама". Учитель выбирает победителей конкурса.

V. Рефлексия.

На этом этапе ученикам можно предложить сделать вывод, чему учит сказка А. Милна и на кого из героев ребятам хотелось бы быть похожими.