logo
Автоматизированная система оценки качества деятельности преподавателей кафедры "Информационные системы в экономике"

1.1.3.3 Учебно-организационная работа

Цель учебно-организационной работы кафедры - планирование, подготовка и разработка учебно-организационной документации, необходимой для организации учебного процесса, а также обеспечение качественной организации учебного процесса.

Результатами процесса являются: учебно-организационная документация: график учебного процесса, семестровые рабочие учебные планы и графики самостоятельной работы студентов, общая учебная нагрузка и штаты кафедр, распределение учебной нагрузки на кафедрах.

Результаты организации учебного процесса отражены в:

- расписание занятий;

- расписании зачетов и экзаменов;

- переводных приказах;

- приказах об окончании университета;

- различных приказах, распоряжениях и других документах, касающихся учебно-организационной деятельности и продвижения студентов (об организации практик, итоговой государственной аттестации и др.).

Учебно-организационная деятельность включает процессы:

- создания учебно-организационной документации;

- организации учебного процесса.

В качестве основных этапов организации учебного процесса выделяются (рисунок 1.4):

- организация теоретического курса одного учебного года;

- организация производственной (преддипломной) практики;

- организация государственного экзамена по направлению (специальности);

- организация защиты выпускной квалификационной работы [32].

Исполнителями учебной нагрузки кафедры являются ее преподаватели (штатные и совместители). Учебная работа преподавателей кафедры складывается из четырех видов работ:

- аудиторных занятий;

- контроль знаний;

- организация практики (учебной, производственной и преддипломной);

- руководство.

Рисунок 1.4 - Этапы процесса организации учебного процесса

качество учебный автоматизированный оценка преподаватель

Аудиторные занятия включают:

- чтение лекций;

- проведение практических занятий и семинаров;

- проведение лабораторных занятий;

- проведение консультаций по учебным дисциплинам.

Контроль знаний подразумевает:

- прием зачетов, экзаменов по дисциплинам, предусмотренным рабочим учебным планом;

- проверку расчетных заданий и рецензирование контрольных работ студентов-заочников;

- контроль самостоятельной работы студентов;

- проведение текущих аттестаций;

- прием государственных экзаменов;

- и др.

В учебной работе преподавателя можно выделить следующие работы по руководству:

- руководство курсовыми работами и проектами;

- руководство выпускными квалификационными работами;

- руководство подготовкой студента к магистратуре;

- руководство аспирантами, соискателями;

- научные консультации докторантов.

Процесс создания учебно-организационной документации на кафедре состоит из нескольких этапов (рисунок 1.6):

- составление семестровых учебных планов;

- расчет учебной нагрузки и штатов кафедры;

- распределение учебной нагрузки на кафедре, составление учебных поручений преподавателям;

- составление расписания занятий;

- составление отчета о выполненной работе преподавателей кафедры.

Основными поставщиками и получателями информации в учебно-организационной деятельности кафедры являются деканат и учебный отдел (рисунок 1.5).

Рисунок 1.5 - Основные участники учебно-организационного процесса

Рисунок 1.6 - Процессная модель формирования основной учебно-организационной документации кафедры на один учебный год

В таблице 1.1 представлен официально утвержденный календарный график планирования и организации учебного процесса по вузу.

Рассмотрим подробнее процессы формирования основных документов кафедры.

На рисунке 1.7 представлен цикл по планированию учебной работы от расчета нагрузки кафедры до формирования отчета о проделанной работе.

Рисунок 1.7 - Схема потоков документов внутри кафедры

Процессы формирования основных документов кафедры: учебный рабочий план, учебные поручения от факультетов, форма №9, учебные поручения преподавателям и форма №6 будут рассмотрены подробнее в таблице 1.2.

Таблица 1.1 - Календарный график планирования и организации учебного процесса на учебный год

Составляемые сведения

Представляемые сведения

Ответственный за выполнение

Куда представляются

Срок представления сведений

1 Графики СРС

Графики СРС

Деканы, зав. профилир. кафедрами

В учебный отдел

До 30 ноября,

До 30 апреля

2 Расчет учебной нагрузки

Расчет учебной нагрузки

Зав. кафедрами

В учебный отдел

Февраль-март

3Корректировка учебной нагрузки

Корректировка учебной нагрузки

Зав. кафедрами

В учебный отдел

До 15 октября

4 Форма № 6 (учет выполненной учебной нагрузки)

Форма № 6 (учет выполненной учебной нагрузки)

Зав. кафедрами

В учебный отдел

В недельный срок после окончания семестра (учебного года)

5 Расписание занятий

Данные для составления расписания

Зав. кафедрами

Бюро расписаний

До 15 октября,

До 15 апреля

6 Утвержденный Ученым советом список председателей государственных аттестационных комиссий

Кандидатуры председателей государственных аттестационных комиссий по специальностям

Зав. профилирующими кафедрами

В учебный отдел, Ученый совет, Госкомвуз России

За 6 месяцев до начала итоговой аттестации

7 Приказ о составе ГЭК по приему госэкзаменов

Состав ГЭК по приему госэкзаменов по специальности

Зав. профилирующими кафедрами

В учебный отдел

За месяц до проведения госэкзамена

8 Результаты сдачи госэкзаменов по специальности

Результаты сдачи госэкзаменов по специальности

Зав. профилирующими кафедрами

В учебный отдел, архив

В недельный срок после проведения госэкзамена

9 Приказы на темы дипломного проектирования

Приказы на темы дипломного проектирования

Зав. профилирующими кафедрами

В учебный отдел

До 31 января,

30 сентября

10 Приказ о составе ГЭК по защите дипломных проектов

Состав ГЭК по защите дипломных проектов

Зав. профилирующими кафедрами

В учебный отдел

До 25 февраля

11 График защиты дипломных проектов

График защиты дипломных проектов

Зав. профилирующими кафедрами

В учебный отдел

За месяц до защиты дипломных проектов

Составляемые сведения

Представляемые сведения

Ответственный за выполнение

Куда представляются

Срок представления сведений

12 Результаты защиты дипломных проектов

Результаты защиты по установленной форме

Зав. профилирующими кафедрами

В учебный отдел, архив

В недельный срок после окончания работы ГАК

13 Отчет председателей ГЭК

Отчет председателей ГЭК

Зав. профилирующими кафедрами

В учебный отдел, архив

В недельный срок после окончания работы ГАК

14 Отчет председателей ГАК

Отчет председателей ГАК

Деканы, зав. профилир. кафедрами

В учебный отдел, Ученый совет, Госкомвуз России, архив

В недельный срок после защиты;

В месячный срок после защиты

15 Приказ на оплату членам ГЭК, рецензентам, сторонним руководителям дипломных проектов

Приказ на оплату членам ГЭК, рецензентам, сторонним руководителям дипломных проектов

Зав. профилирующими кафедрами

В учебный отдел, ПФО, бухгалтерию

В 2-х недельный срок после окончания работы ГЭК

16 Итоги зачетов на начало сессии по университету

Итоги зачетов на начало сессии по университету

Деканы факультетов, заведующие кафедрами

В учебный отдел

Среда первой недели сессии по графику учебного процесса

17 Итоги на последний день сессии

Итоги на последний день сессии

Деканы факультетов, заведующие кафедрами

В учебный отдел

Среда первой недели после окончания сессии

18 Окончательные итоги сессии

Окончательные итоги сессии

Деканы факультетов, заведующие кафедрами

В учебный отдел

Через 10 дней после окончания сессии

19 Договоры на практику, графики прохождения практик

Заявки на практики

Зав. профилирующими кафедрами

В отдел практики, на базовые предприятия

Октябрь-январь,

Май-июль

20 Приказы о направлении студентов на практику

Приказы о направлении студентов на практику

Зав. профилирующими кафедрами

В отдел практики, охраны труда, бухгалтерию

До 15 февраля,

До 20 августа

Составляемые сведения

Представляемые сведения

Ответственный за выполнение

Куда представляются

Срок представления сведений

21 Ведомости оплаты за производственную практику, педагогическую практику

Ведомости оплаты за производственную практику, педагогическую практику

Зав. профилирующими кафедрами

В отдел практики, бухгалтерию

Июль-сентябрь,

Февраль-март,

Ноябрь-декабрь

22 Ведомости оплаты за проведение экскурсий на практиках

Ведомости оплаты за проведение экскурсий на практиках

Зав. профилирующими кафедрами

В отдел практики, бухгалтерию

Июль-сентябрь,

Февраль-март

23 Отчет о трудоустройстве молодых специалистов

Отчет о трудоустройстве молодых специалистов

Зав. профилирующими кафедрами

В отдел кадров, Госкомвуз России

Март-апрель

24 Экран прохождения практик студентов

Данные для составления экрана

Зав. профилирующими кафедрами

В отдел практики

Август-сентябрь

Таблица 1.2

Наименование документа

Описание процессов формирования основных документов кафедры

Учебный рабочий план

Учебный рабочий план составляется на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности и утверждается на заседании ученого совета университета (рисунок 1.8).

Учебные планы являются исходными данными для организации учебного процесса на кафедре, составляемые отдельно по каждой специальности и форме обучения. В учебных планах расписан по семестрам перечень и порядок дисциплин, а также количество лекционных, практических и лабораторных часов, наличие курсовых и других проектов и заданий, зачеты, экзамены. Процесс обучения студентов должен четко соответствовать учебному плану, от этого во многом зависит качество образовательных услуг, предоставляемых кафедрой.

В учебном плане указываются:

- график учебного процесса;

- сводные данные по бюджету времени, (в неделях);

- план учебного процесса (по циклам дисциплин).

На основании рабочего плана составляются учебные поручения от факультетов, которые поступают на кафедру.

Учебные поручения от факультетов

Учебные поручения от факультетов является исходным документом для планирования учебного процесса кафедры.

Данный документ формируется деканатами факультетов на основе учебных планов на текущий учебный год (рисунок 1.9). Выпускающая кафедра в состоянии самостоятельно составлять этот документ в части «своих» учебных планов. Однако часто сотрудники кафедры преподают специализированные дисциплины студентам других специальностей, это может повлиять на составление учебных поручений.

Составление данного документа «в обход» деканата, во-первых, значительно упростит ему работу, а во-вторых, позволит кафедре оперативно, не дожидаясь деканата, спланировать учебную нагрузку на следующий год.

Расчет учебной нагрузки кафедры за учебный год (форма №9)

Форма № 9 составляется на основе учебного поручения от факультетов и официальных норм времени в отдельности для каждой формы обучения.

При формировании документа на данный момент используются следующие нормы времени:

- Экзамен - 0,33 ч. на каждого студента

- Зачет - 0,25 ч. на каждого студента

- Расчетное задание - 1,5 ч. на каждого студента

- Курсовая работа - 2,5 ч. на каждого студента

- Курсовой проект - 3,5 ч. на каждого студента

- Нормоконтроль - 1 ч. на каждого студента

- ГАК, рецензирование дипломных работ - 4 ч. на каждого студента

- Преддипломная практика - 8 ч. на каждого студента

- Дипломное проектирование - 24 ч. на каждого студента

- Предзащита - 1 ч. на каждого студента

- Занятия с аспирантами - 50 ч. на каждого аспиранта

-Консультации (на одну группу)

- для очной формы обучения - 5% от количества часов на лекции плюс 2 ч., если есть экзамен;

- для вечерней формы обучения - 10 % от количества часов на лекции плюс 2 ч., если есть экзамен;

- для заочной формы обучения - 15 % от количества часов на лекции плюс 2 ч., если есть экзамен;

- Практические занятия - количество часов по плану, умноженное на количество групп;

- Лабораторные занятия - количество часов по плану умноженное на общее количество подгрупп в группах;

- Рецензирование письменных работ, проверка домашних работ (для студентов заочной формы обучения) - 0,5 ч. на каждого студента,

- Контроль СРС рассчитывается в случае, если нет расчетных заданий или курсовых проектов и работ:

- для очной формы обучения - 0,5% от суммы аудиторных занятий (лекции, практические и лабораторные занятия) и СРС по плану в расчете на каждого студента;

- для вечерней формы обучения - 0,35 % от суммы аудиторных занятий (лекции, практические и лабораторные занятия) и СРС по плану в расчете на каждого студента;

- для заочной формы обучения - контроль СРС не рассчитывается.

Данный документ предоставляется в учебный отдел университета.

Процесс составления формы № 9 предоставлен на рисунке 1.10.

На основе формы №9 учебная нагрузка кафедры распределяется между преподавателями.

Формирование учебных поручений преподавателям кафедры

Учебное поручение для преподавателя (рисунок 1.11) представляет собой план работы преподавателя на учебный год и на каждый семестр в отдельности. Оно формируется исходя из учебной нагрузки кафедры (форма №9).

Ведомость учета выполнения учебной, научной, методической и воспитательной работы на кафедре (форма №6)

В течение семестра накапливается различная информация об отклонениях от плана учебных поручений по каждому преподавателю, например больничные листы. Затем в конце семестра информация о выполнение плана обобщается в отчете «Ведомость учет выполнения учебной, научной, методической и воспитательной работы на кафедре» (форма №6). Исходными данными для расчета являются итоговые величины учебных поручений. Форма №6 заполняется после окончания каждого семестра.

На рисунке 1.12 представлен цикл по планированию учебной работы от расчета нагрузки кафедры до формирования отчета о проделанной работе.

Расписание занятий

Кафедра является участником процесса составления расписания. Качество данного процесса в значительной степени зависит от того насколько быстро и правильно кафедра предоставит данные к составлению расписания в бюро расписаний.

Рисунок 1.8 - Модель составления рабочего учебного плана

Рисунок 1.9 - Составление учебных поручений от факультетов

Рисунок 1.10 - Расчет учебной нагрузки кафедры

Рисунок 1.11 - Процесс составления учебных поручений

Рисунок 1.12 - Процесс составления формы №6

Рисунок 1.13 - Процесс составления расписания

1.3.4.4 Научная работа

Исполнителями научной работы на кафедре являются преподаватели, аспиранты, докторанты, магистранты, студенты и другие научные работники.

К видам научно-исследовательской работы на кафедре относятся:

- выполнение плановых госбюджетных научно-исследовательских работ, коллективных договоров о содружестве договоров о внедрении и т.п. (руководство научно-исследовательской темой, непосредственное выполнение научно-исследовательских работ по теме, работа по внедрению результатов научно-исследовательских разработок);

- написание и подготовка к изданию монографий, научных статей и докладов на кафедре и конференции;

- научное редактирование учебников, учебных пособий, монографий, научных статей и докладов;

- рецензирование учебников, учебных пособий, монографий, научных статей, докладов и диссертаций, конкурсных и т.п. материалов (по заданию кафедры);

- написание отзывов на автореферат и авторские заявки и изобретения;

- работа в секциях научно-технических и научно-методических комиссиях;

- руководство научно-исследовательской работой студентов на кафедре, факультете, КБ, в вузе;

- руководство проблемной научно-исследовательской лабораторией;

- прочие виды научно-исследовательских и научно-методических работ, консультации работников промышленности, вузов и др. [32].

Если рассматривать кафедру как черный ящик, то можно выделить основные направления научной работы, взаимодействие с внешними структурами, входы и выходы (рисунок 1.14).

В настоящее время к научной работе выдвигаются требования в том, чтобы она имела инновационный характер, поэтому научные работники кафедры должны пересмотреть свои взгляды и развивать науку не ради науки, а во благо обществу, то есть производить инновации, имеющие конечного потребителя. Поэтому на кафедрах должно развиваться коммерческое направление в науке, получение контрактов, заключение хоздоговоров, участие в грантах.

Рисунок 1.14 - Научная работа кафедры