logo
Использование игровых приемов при формировании репродуктивно-продуктивных лексических навыков в младшей школе

1.1 Психолого-физиологические особенности учеников младшего школьного возраста

Поскольку предметом исследования данной работы являются игровые приемы, используемые для формирования активных лексических навыков на уроках немецкого языка в младшей школы, стоит сначала сделать обзор особенностей психологического развития детей младшего школьного возраста.

В тексте нашей работы мы взяли за основу возрастную периодизацию Эльконина Д.Б. Согласно периодизации Эльконина, процесс детского развития можно разделить на следующие этапы:

1. дошкольное детство (от рождения до 6--7 лет);

2. младший школьный возраст (от 6--7 до 10--11 лет, с первого по четвертый - пятый классы школы);

3. средний и старший школьный возраст (от 10--11 до 16--17 лет, с пятого по одиннадцатый класс школы).

Каждый из этих возрастных периодов имеет свои особенности, требует своего стиля общения с детьми, применения особых приемов и методов обучения и воспитания. [24]

Нас интересует период младшего школьного возраста 6 - 11 лет. Именно этот период характеризуется готовностью детей к обучению и сменой ведущей деятельности - с игровой на учебную деятельность. Впоследствии учебная деятельность будет влиять на характер трудовой и игровой деятельности ребенка.

В своих трудах Эльконин Д.Б. отмечает, что именно в этот период у детей происходит возрастание познавательной потребности. Эльконин Д.Б. писал, что в дошкольном возрасте ориентирующий поведение образ сначала существует в конкретной наглядной форме, но затем он становится все более и более обобщенным, выступающим в форме правила, или нормы. На основе формирования произвольного поведения у ребенка, по Д. Б. Эльконину, появляется стремление управлять собой и своими поступками, подчиняться правилам. Это становится заметно по изменениям в игре детей этого возраста: теперь на первое место выносится соблюдение правил и установок игры.

Одним из важных изменений в этот период детского возраста становится изменение социальных отношений вежду ребенком и взрослым. В школе возникает новая структура этих отношений. Система "ребенок - взрослый" дифференцируется:

1. ребенок - взрослый

2. ребенок - учитель

3. ребенок - родитель

4. ребенок - дети

Впервые отношение "ребенок - учитель" становится отношением "ребенок - общество". В учителе воплощены требования общества, в школе существует система одинаковых эталонов, одинаковых мер для оценки. Какое-то время дети стараются четко выполнять требования учителя. Но, если учитель сам будет пренебрегать правилом, то для детей это правило будет нарушено изнутри. В это время ребенок очень чуток к тому, как учитель относится к детям. Эта новая для ребенка социальная ситуация тесно связана с новой ведущей деятельностью этого возрастного периода - учебной. [13;270-271]

В этот период происходит активное физическое и психофизиологическое развитие ребенка: его тело и органы начинают бурно расти, являясь следствием резкого эндокринного сдвига (7 лет). Параллельно с этим совершенствуется работа головного мозга младшего школьника. И, хотя, к 7 годам кора полушарий головного мозга ребенка является почти зрелой, важные специфические отделы головного мозга, отвечающие за программирование, регуляцию и контроль сложных форм психической деятельности еще не завершили свое формирование (формирование завершается к 12 годам), вследствие чего регулирующее и тормозящее влияние коры на подкорковые структуры является недостаточным. Это несоответствие ярко выражается на особенностях поведения младших школьников: они легко отвлекаются, не способны к длительному сосредоточению, возбудимы и эмоциональны.

Но, несмотря на данные осложнения, сопровождающие физиологическую перестройку (повышенная утомляемость, нервно-психическая ранимость ребенка), физиологический кризис способствует более успешной адаптации ребенка к, новым для него, школьным условиям.

Таким образом, центральными новыми образованиями младшего школьного возраста является:

1. Качественно новый уровень развития произвольной регуляции поведения и деятельности;

2. Рефлексия, анализ, внутренний план действий;

3. Развитие нового познавательного отношения к действительности;

4. Ориентация на группу сверстников. [6;201-203]

Иногда младшие школьники не отличают и смешивают сходные по начертанию или произношению буквы и слова, сходные предметы [3;97]. Это связано с возрастной слабостью аналитических функций при восприятии. Для восприятия учащихся младших классов характерна ярко выраженная эмоциональность. В первую очередь воспринимаются те объекты и их свойства, особенности, которые вызывают у детей непосредственную эмоциональную реакцию

Следует отдельно рассмотреть особенности развития мышления младших школьников, так как эти особенности важно учитывать при построении учебного процесса на уроке иностранного языка.

Доминирующей функцией в младшем школьном возрасте становится мышление. От интеллекта зависит развитие остальных психических функций.

За первые три-четыре года учения в школе прогресс в умственном развитии детей бывает довольно заметным. От доминирования наглядно-действенного и элементарного образного мышления, от допонятийного мышления школьник поднимается до словесно-логического мышления на уровне конкретных понятий. Согласно терминологии Ж. Пиаже, начало этого возраста связано с доминированием дооперационального мышления, а конец - с преобладанием операционального мышления в понятиях.

В процессе обучения у младших школьников формируются научные понятия. Овладение системой научных понятий дает возможность говорить о развитии у младших школьников основ понятийного или теоретического мышления.

Теоретическое мышление позволяет ученику решать задачи, ориентируясь не на внешние, наглядные признаки и связи объектов, а на внутренние, существенные свойства и отношения. Развитие теоретического мышления зависит от того, как и чему учат ребенка, т.е. от типа обучения.

Но, как в своих трудах отмечает Зимняя И.А., дети младшего школьного возраста в своих высказываниях достаточно неполно раскрывают связи между явлениями, часто не высказывают личностного отношения к высказываемым мыслям. И, хотя, они практически владеют основами построения теоретических понятий и готовы к теоретическим обобщениям, в своих высказываниях они отдают конкретным суждениям большее предпочтение, чем теоретическим. Дети часто не следят за логикой последовательности своей мысли, что отражается в не всегда последовательных высказываниях. Рассуждение они заменяют применением готового известного правила, хотя в процессе школьного обучения у них развивается способность самим строить рассуждения, делать умозаключения, развивается планирующее мышление.

Собственные высказывания детей младшего школьного возраста часто эгоцентричны, построение идет от частного к общему, ребенок воспринимает себя центром рассказа. [7;129-130]

Важно заметить, что вместе с формированием новых, более высоких форм мышления происходят существенные сдвиги в развитии всех других психических процессов, таких, как восприятие и память. Новые формы мышления становятся средствами осуществления данных процессов, и перевооружение памяти и восприятия делает их более продуктивными. [20;281]

Память в младшем школьном возрасте под влиянием обучения развивается в двух направлениях - усиливается роль и удельный вес словесно-логического, смыслового запоминания и ребенок овладевает возможностью управлять своей памятью и регулировать её проявления (запоминание, воспроизведение, припоминание).

Наиболее развита и представляет интерес наглядно-образная память. Дети лучше запоминают конкретные сведения, события, лица, чем определения и объяснения. Младшие школьники склонны к механическому запоминанию, без осознания смысловых связей внутри запоминаемого материала. Смысловая память приходит постепенно, в процессе обучения. [15;37]

Развитие памяти, мышления, внимания у младших школьников тесно связано с развитием иноязычных способностей, которые, в свою очередь являются одним из основных факторов, обеспечивающих усвоение детьми иностранного языка. Это понятие, по А.А. Леонтьеву, включает в себя: комплекс особенностей типа высшей нервной деятельности и индивидуальные особенности. Эти индивидуальные особенности определяют психологические процессы - темперамент и характер; индивидуальные различия в протекании процессов памяти, внимания, восприятия, воображения, мышления; различия в личностных особенностях, связанных с процессом общения - толерантность, раскованность и тому подобное.

Основными компонентами иноязычных способностей, которые могут быть развиты у детей в процессе их овладения иностранным языком, являются память, внимание и мышление. От того, в какой степени развиты эти функции у ребёнка, зависит успешность формирования навыков и умений иноязычного общения, лёгкость и быстрота их приобретения.

Младший школьный возраст - возраст интенсивного интеллектуального развития. Интеллект опосредует развитие всех остальных функций, происходит интеллектуализация всех психических процессов, их осознание и произвольность.

При обучении иностранному языку в этот возрастной период важно сформировать у школьников интерес к этому новому для них предмету. Здесь важную роль играет учебная мотивация. Ребенок должен захотеть узнать новые слова, их произношение, написание. Тем более что в этом возрасте внутриязыковая интерференция проявляется в крайне малой степени, и родной язык не становится большой помехой при обучении иностранному языку. Процесс забывания на первом году обучения еще не вступает в силу, так как для ребенка все знания об иностранном языке являются новыми, у него еще нет базы с накопленным материалом.

Все эти факторы позволяют сделать обучение иностранному языку в начальной школе более эффективным и интенсивным, для этого лучше всего подходит использование игровых приемов: они позволяют сделать обучение более разнообразным, позволит вовлечь всех учащихся в игру и сделать ход занятия более разнообразным. [2;127]