Введение
В рамках совершенствования системы специальной помощи детям с отклонениями в развитии в Институте коррекционной педагогики РАО ведется работа, направленная на разработку принципиально новых подходов к формированию речевой деятельности, в частности развитию лексической системы детей с различными нарушениями (Н.Н. Малофеев, А.Г. Зикеев, К.Г. Коровш, Е.А. Стребелева, С.Г. Шевченко и др.).
Исследования особенностей речевого развития детей с ОНР старшего дошкольного возраста свидетельствуют о существенных отклонениях от нормально развивающихся сверстников как в количественной, так и в качественной характеристиках словарного запаса (Н.С.Жукова, 1990; Р.Е.Левина, 1968; Л.Ф.Спирова, 1980; Г.В.Чиркина, Т.Б.Филичева, 1993 и др.).
В последующие годы изучение лексической системы детей с нарушениями речи продолжалось, но эта проблема стала решаться с психолингвистических позиций (Ж.В.Антипова, 1998; Е.В.Назарова, 2000; Н.В.Серебрякова, 1996; Л.Г.Соловьева, 1998; Т.В.Туманова, 1997 и др.).
Таким образом, анализ специальной литературы последних лет по проблеме исследования речевого развития детей с нарушениями речи показал, что данная область освещается с различных позиций: педагогических, психологических, лингвистических, психолингвистических. Разработанные специальные методики направлены на решение разнообразных вопросов, способствующих в конечном итоге развитию связной речи детей.
Остается недостаточно изученной проблема формирования лексики, как особой семантической системы, развитие которой зависит от интеллектуального уровня, мотивационной сферы, развития речи детей. В частности, вопрос овладения лексической сочетаемостью слов детьми дошкольного возраста с системными нарушениями речи.
Изучением особенностей овладения лексической стороной речи детьми дошкольного возраста с системными нарушениями речи занимались Р.Е.Левина, Л.Ф.Спирова, Г.В.Чиркина, Р.И.Лалаева, Н.В.Серебрякова и др.
Проблема изучения особенностей овладения лексической сочетаемостью слов детьми дошкольного возраста с системными нарушениями речи является актуальной.
Цель работы: изучение особенностей овладения лексической сочетаемостью слов детьми дошкольного возраста с системными нарушениями речи.
Объект исследования: овладение лексической сочетаемостью слов детьми в дошкольном возрасте.
Предмет исследования: особенности овладения лексической сочетаемостью слов детьми дошкольного возраста с системными нарушениями речи.
Гипотеза исследования состоит в том, что мы предполагаем, у большинства детей дошкольного возраста с системными нарушениями отмечается низкий уровень овладения лексической сочетаемостью слов.
Задачи нашего исследования:
1. Теоретически обосновать проблему исследования;
2. Изучить особенности овладения лексической сочетаемостью слов детьми дошкольного возраста с системными нарушениями речи.
Методы исследования:
- теоретический,
- изучение документации,
- экспериментальный.
Организация исследования. Исследование проводилось на базе МДОУ "Детский сад компенсирующего вида №11" г. Вологды в 2008 году. В нем приняло участие 10 детей старшего дошкольного возраста с системными нарушениями речи.
- Введение
- Глава 1. Особенности овладения лексической сочетаемостью слов детьми дошкольного возраста с системными нарушениями речи
- 1.1 Понятие о лексической сочетаемости слов
- 2. Изучить особенности овладения лексической сочетаемостью слов детьми дошкольного возраста с системными нарушениями речи.
- 1.3 Особенности овладения лексической сочетаемостью слов детьми дошкольного возраста с системными нарушениями речи
- Глава 2. Экспериментальное изучение особенностей овладения лексической сочетаемостью слов детьми дошкольного возраста с системными нарушениями речи
- 2.1 Цель, задачи и организация исследования
- 2.2 Описание диагностических методик
- 2.3 Результаты экспериментального исследования
- Заключение