1.2 Проблемы профориентационной работы в школе
Общеобразовательная школа как одно из важнейших звеньев системы образования должна оказывать учащимся помощь в адаптации к новым экономическим отношениям, создавать образовательные предпосылки для развития их интеллектуального и личностного потенциала, повышать уровень информированности о различных аспектах современных профессий. Ориентация на профессиональный труд и выбор своего профессионального будущего должна выступать как неотъемлемая часть всего учебно-воспитательного процесса. Школа призвана помочь учащимся в их профессиональном самоопределении и выборе профессий с учетом индивидуальных особенностей, склонностей, способностей и востребованности на рынке труда.
Нарастает проблема трудоустройства выпускников ПТУ и техникумов, даже государственные ВУЗы все более ориентируются на удовлетворение потребности населения в образовании, нежели на удовлетворении потребности народного хозяйства в кадрах рабочих и специалистов определенного профиля, в результате чего рынок профессий и рынок образовательных услуг оказываются практически не связанными.
Судя по оценкам экспертов, такие условия для проведения профессиональной ориентации в школах как: материальная база, наличие кадров, способных вести такую работу на должном уровне, наличие научно-методической литературы, а также информированность школ о наиболее востребованных профессиях на рынке труда, оставляют желать лучшего.
До сих пор в известной степени остается дискуссионным вопрос о том, кто же должен заниматься профессиональной ориентацией учащихся. На сегодня, ею занимаются педагогические работники, учителя производственного обучения и классные руководители. Подключаются также учителя-предметники и школьные психологи. Должны же заниматься профориентационной работой в первую очередь психологи и социальные педагоги. Остальные - по мере возможности (либо необходимости). Также предполагается, что постоянно вести профориентационную работу должен сравнительно узкий круг подготовленных лиц, владеющих современной методикой и техническими средствами /18/.
Что же конкретно делается в школах по профессиональной ориентации учащихся? Ниже перечислены типичные профориентационные мероприятия, которые более-менее систематически проводятся в школах:
формирование положительного отношения учащихся к труду;
проведение спецкурса "Основы выбора профессии";
осуществление профессионального информирования школьников (о профессиях, о рынке труда, об учреждениях, где можно получить специальность);
изучение профессиональных планов школьников выпускных классов;
выявление структуры интересов и склонностей учащихся;
проведение профессиональной консультации школьников;
осуществление психофизиологической диагностики способностей;
выявление отклонений состояния здоровья учащихся и определение профессиональной пригодности по медицинским показаниям;
проведение работы с родителями о выборе профессий с их детьми;
организация начального производственного обучения в школе;
прохождение школьниками производственного обучения в УПК;
организация выставок технического и художественного творчества;
проведение экскурсий на предприятия, в организации, в различного типа учреждения.
Таким образом, на первый план в работе со школьниками выступает не столько определение их готовности к данной (выбираемой) профессии, сколько прогнозирование этической и смысловой (личностной) приемлемости для них этой профессии в ближайшей перспективе. Но поскольку такое перемещение акцентов в работе профконсультанта наверняка не всем будет понято и принято, то "ориентированная на перспективу" помощь подростку в профессиональном и личностном самоопределении должна осуществляться ненавязчиво, желательно даже на фоне традиционно выполняемых задач профконсультации.
При выделении результатов и показателей профориентационной работы следует ориентироваться не столько на конкретные результаты (выбор), сколько на формирование самой готовности сделать выбор, т.е. готовность к самоопределению. Отсюда можно несколько уточнить главную (идеальную) цель профориентационной работы, которая состоит в постепенном формировании у школьника внутренней готовности к осознанному и самостоятельному планированию, корректировке и реализации перспектив своего развития (профессионального, жизненного и личностного), т.е. готовности рассматривать себя развивающимся в рамках определенного времени, пространства и смысла. Сущность профконсультационной помощи заключается в том, чтобы помочь подростку находить личностно значимые смыслы в выбираемой трудовой деятельности, а также в самом процессе профессионального самоопределения, что позволит ему стать реальным субъектом своего выбора /19/.
Лучшей подготовкой школьников к трудовой жизни способствует спецкурс по основам выбора профессии, который уже можно проводить, начиная с 8-го класса. Но наиболее эффективным способом обнаружения и развития способностей детей является погружение их в соответствующую деятельность, в которой только и можно раскрыть свои способности.
Анализируя состояние профориентационной работы в школе, можно сказать что, несмотря на чрезвычайно тяжелые условия, в первую очередь финансовые и материально технического обеспечения, она продолжает осуществляться. И есть готовность школ ее совершенствовать.
- Введение
- 1. Методологические основы профессиональной ориентации
- 1.1 Основы профориентационной работы
- 1.2 Проблемы профориентационной работы в школе
- 1.3 Профессиональная консультация
- 1.4 Методы профессиональной диагностики и профессиональной ориентации
- 1.4.1 Дифференциально-диагностический опросник Е.А. Климова
- 1.4.2 Карта профессиональных интересов и профессиональной направленности (модифицированная методика А.Е. Голомштока)
- 1.4.3 Тест-опросник измерения мотивации достижения (модификация опросника А. Мехрабиана)
- 2. Автоматизация методик исследования профессиональной направленности старшеклассников
- 2.1 Обзор программных средств для разработки тестов
- 2.2 Описание среды визуального программирования Borland Delphi
- 2.3 Назначение программы
- 2.4 Системные требования и установка
- 2.5 Описание модулей программы
- 2.6 Структура программы
- 2.7 Описание работы с программой
- 3. Исследование профессиональной направленности старшеклассников
- 3.1 Результаты тестирования
- 2.1. Программа исследования
- 2.1. Исследование профессиональной направленности старшеклассников
- Глава II. Исследование профессиональной направленности личности старших школьников на психодиагностическом уровне………………………………15
- 2.1. Исследование профессиональной направленности учащихся
- 2.2. Анализ результатов исследования профессиональной направленности личности старших школьников на психодиагностическом уровне.
- Взаимосвязь акцентуаций и зависимости от сети «в контакте» у старшеклассников
- 2. 1. Экспериментальное изучение взаимосвязи ценностных ориентаций и профессионального самоопределения старшеклассников.
- Организация опытно-экспериментальной работы по развитию профессиональной направленности личности старшеклассников