3.2 Виды наглядности
Выделяют виды наглядности:
1. Естественная наглядность предполагает ознакомление учащихся с реальными объектами (растения, животные, минералы).
2. Экспериментальная наглядность является разновидностью естественной наглядности. Она предполагает ознакомление учеников в ходе проведения экспериментов и опытов с процессами и явлениями, происходящими в реальной действительности (химические реакции, явление электрического разряда и т.п.).
3. Картинная и картинно-динамическая наглядность имеют целью дать отображение реального мира (фотографии, рисунки, картины, диафильмы, диапозитивы, немые кинофильмы).
4. Объемная наглядность (макеты, модели, муляжи, панорамы, геометрические тела и фигуры и т.п.).
5. Звуковая наглядность предполагает использование звуковых средств для воспроизведения звуковых образов, и, прежде всего, звукозаписи с грампластинок или записи на магнитной ленте художественного чтения отрывков литературных произведений, записи иностранной речи и звуковых изображений.
6. Символическая и графическая наглядность способствует развитию абстрактного мышления, т.к. пособия этого типа отображают реальную действительность в условно-обобщенном символическом виде (карты, схемы, планы, чертежи, диаграммы и т.п.). В связи с бурным развитием абстрактно-теоретических знаний и отражением их в школьных курсах этот вид наглядности приобретает все большее значение.
7. Внутренняя, или опосредованная, наглядность представляет оперирование уже имеющимися представлениями для формирования новых представлений (получение представления о новом через сравнение с тем, что уже известно).
Использование наглядности должно быть в той же мере, в какой она способствует формированию знаний и умений, развитию мышления. Демонстрация и работа с предметами должны вести к очередной ступени развития, стимулировать переход от конкретно-образного и наглядно-действенного мышления к абстрактному, словесно-логическому.
- 1. ИДЕЯ НАГЛЯДНОСТИ В ДИДАКТИКЕ ЯНА АМОСА КОМЕНСКОГО
- 1.1 Жизнь и творчество Яна Амоса Коменского
- 1.3 Идея наглядности в дидактике Яна Амоса Коменского
- 2. НАГЛЯДНОСТЬ КАК ПРИНЦИП ОБУЧЕНИЯ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ПЕДАГОГОВ
- 3. ИДЕЯ НАГЛЯДНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ
- 3.1 Понятие наглядности
- 3.2 Виды наглядности
- 3.3 Методы и средства наглядности
- 3.4 Наглядность и компьютерные технологии
- Дидактика я.А. Коменского
- Основные педагогические идеи я. А. Коменского
- Дидактика я.А. Коменского
- Обоснование я. А. Коменским дидактики как науки об образовании. Принцип природосообразности обучения и воспитания.
- Педагогические идеи я.А. Коменского
- Дидактическое учение я.А. Коменского. Работа Коменского «Великая дидактика».
- 6. Развитие дидактики в трудах Коменского и Песталоцци
- 17. Великая дидактика Коменского