logo
Анализ подходов к образованию как системе, процессу, результату

Введение

Актуальность темы исследования.

Анализ современной социально-экономической и политической ситуации нашего общества, который мы провели по наиболее часто посещаемым интернет-сайтам, газетным и журнальным публикациям, радио- и телепередачам, дает право утверждать, что кризис и общая нестабильность жизни людей наблюдается сегодня во всех сферах деятельности, как в нашем государстве, так и в мировом сообществе.

За последние годы общий культурный уровень людей снизился катастрофически. Это - результат утери принципиальных мировоззренческих ориентиров. Автор многих научных работ по исследованию системных отношений в области социологии и психологии Виталий Андреевич Поляков пишет в своей книге: "Мы вплотную подошли к последней черте. За ней - необратимый процесс распада страны как свободного культурного объекта истории, за ней забвение своего прошлого и неопределенное представление о будущем, материальное и нравственное обнищание". Он также считает, что в современном обществе кризисные ситуации возникают с одной стороны, как результат неправильных экономических стратегий, а с другой - потому, что к концу ХХ - началу XXI века в различных областях науки (философии, социологии, естествознании, психологии, педагогике и др.) возникло огромное множество различных по своей сущности и содержанию теорий и концепций.

Таким образом, актуальнейшей проблемой современности, на наш взгляд, является интеграция всех областей науки, в том числе и системы образования с целью определения: 1) единой программы развития и обновления всех сфер общественной жизни и 2) критериев оценки результатов деятельности всех социальных институтов на современном этапе.

Согласно данным многочисленных социологических исследований, человечество вступило в научно-технократический этап своего развития, который характеризуется все возрастающими потребностями человека как в сфере материально-технической, так и в сфере информационного обеспечения. Поиск наибольших возможностей по удовлетворению этих потребностей приводит к значительным потерям экономического, социального и экологического характера.

В.А.Панов, кандидат педагогических наук, доцент МГПУ утверждает: "Опыт новейшей истории доказал, что следование парадигме конца XX - начала XXI века с ее основной концепцией удовлетворения все возрастающих потребностей, основанной на получении преимуществ за счет других стран, не привело ни одну из стран к успеху в решении своих многочисленных нарастающих проблем. Государства стяжают только для себя. Не устанавливают цели своего развития, которые были бы согласованы с целями развития Человечества, планетного организма - как единой сферы Разума. Таким образом, когда в государственных доктринах (в том числе и образовательных) начнется полноценная интеграция всех народов планетного сообщества, тогда же станет возможным реализация принципа национальной самобытности и культуры…".

Исходя из вышесказанного, можно четко определить роль образования и просвещения в процессе развития мирового сообщества в формировании нового мировоззрения и образа жизни, преодоление эгоцентризма и создание условий оптимизации потребностей каждого человека.

Также следует отметить, что система человеческих коммуникаций имеет сегодня тенденцию к коллективному творчеству - это, по мнению автора исследования, стимулирует тем самым развитие в этом направлении и системы образования.

Анализ актуальных тенденций и концепций системы образования и особенностей организации процесса обучения образовательных структур, позволяют избрать наиболее эффективные пути развития многоуровневых, сложных отношений в человеческом обществе".

В этом смысле разработка темы нашего исследования, связанной с такими социально значимыми проблемами как система образования в целом, представляется правомерным и своевременным актом.

Отсюда, объектом нашего исследования будет изучение концептуальных основ и подходов к современному образованию, как системе. А предметом - изучение путей, способов организации и результатов процесса успешного образования.

Задачи исследования:

проанализировать подходы к образованию, как системе, процессу, результату;

изучить труды философов, педагогов и психологов по проблемам современного образования;

определить актуальные задачи, стоящие перед современной системой образования;

рассмотреть проблему целеполагания и ценностных ориентиров человека в психологии, педагогике, философии, социологии как актуальный вопрос процесса современного образования;

рассмотреть и теоретически обосновать систему повышения качества образования, использования новых организационных форм, обеспечивающих модернизацию систему образования в России.