logo
Анализ особенностей правовой культуры школьников (на примере г. Новокузнецка)

ВВЕДЕНИЕ

Одной из закономерностей зрелого общества является наличие совершенной системы правового регулирования. Основу такой системы составляет высокий уровень правовой культуры членов данного общества. Для построения в России правового государства, для успешного социально-экономического развития страны необходимо воспитать активного молодого человека с развитым правосознанием.

Вступая в жизнь молодежи необходимо быть психологически и практически готовыми к происходящим в обществе изменениям, с одной стороны, а с другой - к возрастающей социальной ответственности и самостоятельности поведения в границах нравственных и правовых норм. В настоящее время у большей части современной российской молодежи наблюдается уровень правовой культуры, не соответствующий требованиям времени. Е.А. Певцова Формирование правового сознания школьной молодежи: состояние, проблемы и перспективы. Государство и право, 2005,№4, 28-36с. Решение данной проблемы видится в целенаправленном повышении уровня правовой культуры молодежи, что способствует формированию социально-активной личности, способной грамотно строить взаимоотношения с обществом, государством, другими людьми. Актуальность данной темы определяется особой доминирующей ролью правовой культуры в процессе социализации личности. В современном обществе правовая культура выступает важнейшим компонентом общей культуры человека. В концепции модернизации в качестве главного результата образования рассматривается готовность и способность молодых людей, оканчивающих школу, нести личную ответственность, как за собственное благополучие, так и за благополучие общества. Важными целями образования должны стать формирование высокого уровня правовой культуры, знание основополагающих правовых норм и умение использовать возможности правовой системы государства, умение отстаивать свои права.

Проблема - обладают ли школьники общими критериями правовой культуры, достаточной для правомерного поведения в повседневной жизни?

Под общими критериями правовой культуры понимается:

Наличие правовых знаний, правовой информации

Уважительное отношение к правовым нормам

Желание соотносить свое поведение правовым предписаниям, установленным в обществе

Выполнение принятых в обществе образцов и стереотипов правового поведения

Применение правовых предписаний в повседневной жизни - это правовое поведение.

Цель данной работы - это выявление особенностей правовой культуры учащихся, как фактор предупреждения девиации в школьной среде.

Объектом - являются учащиеся общеобразовательных учреждений.

Предметом исследования является правовая культура учащихся.

Исходя из цели курсовой работы, определены следующие задачи:

1) Изучить понятие правовая культура: понятие, структура, функции

2) Вывить девиантные явления в жизни подростка

3) Проанализировать правовое воспитание как средство искоренения девиантного поведения школьников.

4)Исследовать особенности правовой культуры школьников г.Новокузнецка.

5) Разработать научно-практические рекомендации по формированию правовой культуры обучающихся в школе.

Гипотеза: правовое сознание школьников не соответствует общим критериям правовой культуры человека.

Основным методом исследования в курсовой работе является:

анкетный опрос школьников.

1. ВЗАИМОСВЗЯТЬ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ И ДЕВИАТНОГО ПОВЕДЕНИЯ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

1.1 Правовая культура: понятие, структура, функции

Единого подхода к трактовке категории «правовая культура и ее структурных компонентов, содержания, функций не существует, в силу того, что понятие правовой культуры многогранно. Насчитывается более 250 ее определений Комаров С.А. Общая теория государства и права: Учебник. 7-е изд. СПб.: Питер, 2004. С. 362.. Особенностью правовой культуры является то, что она представляет собой не право или его реализацию, а комплекс представлений той или иной общности людей о праве, его реализации, о деятельности государственных органов, должностных лиц.

«Под правовой культурой понимается обусловленное всем социальным, духовным, политическим и экономическим строем, качественное состояния правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне развития правовой деятельности, юридических актов, правосознания и в целом в уровне правового развития субъекта (человека, различных групп, всего населения), а также в степени гарантированности государством и гражданским обществом свобод и прав человека» Семитко А.П. Теория государства и права Под ред. В.М.Карельского и В.Д.Перевалова. - М., 1997. - С.331.

«Правовая культура -- это качество правовой жизни общества и степень гарантированности государством и обществом прав и свобод человека, а также знание, понимание и соблюдение права каждым отдельным членом общества» Якушев А.В. «Теория государства и права». М.:»Издательства ПРИОР», 2000. с.161.. Под правовой культурой мы понимаем «определённый уровень правового мышления и чувств восприятия правовой действительности», а также «надлежащую степень знания населением законов и высокий уровень уважения норм права, их авторитета». Правовая культура включает в себя «специфические способы правовой действительности (работа правоохранительных органов, конституционный контроль и т.д.)»44 Общая теория государства и права. Учебник для юридических вузов / Дмитриев Ю.А, Казьмин И.Ф. и др. Под общ ред Пиголкина А.С. - М. - НОРМА,1996 с.148, законы и системы законодательств, судебная практика как результат правовой деятельности. Изобретение законов тоже следует понимать как правовую ценность. Некоторые учёные уподобляют этот процесс по своей значительности появлению колеса. «Закон как инструмент организации общественных отношений -- пока непревзойдённое и всеобъемлющее средство социального регулирования и контроля».55 там же с. 149

Правовая культура может быть рассмотрена с двух сторон: личной, когда акценты смещаются на личностные свойства и качества, и общественной, когда обращается внимание на функционирование социального организма в его целостности. «В правовой культуре индивида присутствуют элементы её логической структуры -- нормативные суждения или деонтические модальности. Нормативные суждения складываются на фундаменте правовых знаний, оценок и содействуют саморегулированию правового поведения личности».66 Теория государства и права. Курс лекций. / Под ред Н.И. Матузова и А.В. Малько. - М.: Юристъ, 1997 с.568

Правовая культура тесно связана с правосознанием, опирается на него. Но правовая культура шире правосознания, т.к. включает в себя не только идеологические и психологические элементы, но и юридически значимое поведение.

Правовая культура является сферой общечеловеческой культуры и, подобно тому как общенациональная культура придает целостность и интегрированность общественной жизни в целом, правовая культура диктует каждой личности принципы правового поведения, а обществу - систему правовых ценностей, идеалы, правовые нормы, обеспечивающие единство и взаимопонимание правовых институтов и организаций.

Поскольку культура - выражение специфически человеческого способа деятельности, поскольку она по своей природе нормативна, следовательно культурные и правовые нормы могут совпадать по своему содержанию, т.е. они могут заключать в себе одни и те же правила поведения.

Культурная норма всегда социальна, ибо социальна человеческая деятельность, ею нормируемая. Нормативность культуры обеспечивает координацию и организацию действий индивидов, входящих в социальное целое. Нормативность как организационное и координационное средство проявляется в форме институционализации отношений и поведения. Ее сутью является появление объективных, от индивидов, не зависящих правил поведения и обеспечение их выполнения. Процесс институционализации отношений предполагает их формализацию и стандартизацию. Иначе субъект общественной жизни не смог бы предвидеть действия других субъектов, связанных с ним, и обеспечить взаимодействие - самую глубинную основу любого коллективного целого, в том числе и общества. Именно сформировавшаяся институционная система, регулирующая поведение людей, - одно из специфических отличий человеческого общества.

Нормы культуры институционализируют отношения между людьми прежде всех прочих правил поведения. Непосредственно выражая качество человека, они образуют наиболее глубинную нормативную систему.

Чтобы понять сущность правовой культуры, необходимо рассмотреть ее структуру. Первым компонентом можно выделить нравственные взгляды, убеждения. От них зависит качество правовых знаний и умений ими пользоваться; характер отношения к закону (чувство уважения к нему, чувство законности); готовность исполнять правовые нормы. Вторым структурным компонентом является правовая деятельность, которая содействует укреплению законности и правопорядка, а также осуществляет контроль над исполнением правовых норм. Правовая культура третьего уровня представляет собой научные знания о сущности, характере и взаимодействии правовых явлений вообще, всего механизма правового регулирования, а не каких-то отдельных направлений. Рассмотрим каждый из этих уровней отдельно.

Правовая культура формируется постепенно. Под влиянием окружающей среды формируются представления о необходимых правилах взаимоотношений между людьми. Наряду с этим население овладевает правовыми знаниями и умениями -- основой правосознания. Сюда входят конкретные правовые нормы (уголовного, административного, семейного и т.д. права), положения правовой теории, и факты истории права. Этот уровень развития правового сознания определяет насколько информировано в правовом отношении население, его социальные, возрастные, профессиональные и иные группы, насколько глубоко освоены им такие правовые феномены, как ценность прав и свобод человека, ценность правовой процедуры при решении споров, поиска компромиссов и т.д. Но для того, чтобы сформировалась правовая культура, одних знаний недостаточно. Такой обыденный уровень ограничен повседневными рамками жизни людей при их соприкосновении с правовыми явлениями. Нельзя мыслить, опираясь только лишь на знания и умения. Правовая культура предполагает оценку всех сторон правовой практики. Сталкиваясь с явлениями окружающей среды человек должен определить не только нравственное, но и правовое содержание (в соответствии с законом или противозаконно), уметь оценить их с юридической точки зрения.

Однако было бы ошибкой рассматривать правовую культуру на обыденном уровне. Это становится понятным при изучении его специфики, которая заключается в том, что «правовая культура, не поднимаясь до уровня теоретических обобщений, проявляется на стадии здравого смысла, активно используется людьми в их повседневной жизни при соблюдении юридических обязанностей, использовании субъективных прав и представляет собой огромный массив правомерного поведения».77 Теория государства и права. Курс лекций./ Под ред. Н.И. Матузова и А.В.Малько. - М.: Юристъ, 1997. с.579 Правовая культура во многом определяется такими факторами как деятельность граждан по реализации права и обязанности его исполнения.

Уровень развития правового сознания населения должен быть зафиксирован в реальной правовой деятельности, которой занимаются юристы. При непосредственном, каждодневном соприкосновении с правовыми понятиями и явлениями у них вырабатывается профессиональная правовая культура. Им свойственен более высокий уровень правовой культуры. Они должны обладать системой правовых знаний, а также навыков и умений, которые способствуют разрешению сложных ситуаций.

Правовая культура общества во многом зависит от качества развития правотворческой деятельности по созданию законодательной основы общества. Правотворчество и правоприменение компетентными органами требуют высокий теоретический уровень правовой культуры, которая в свою очередь вырабатывается усилиями учёных-философов, социологов, юристов, общественным опытом практических работников. Правотворчеством должны заниматься компетентные в юридическом отношении лица с соблюдением демократических принципов. Правоприменение, «властная деятельность государственных органов, осуществляющих индивидуальное регулирование общественных отношений на основе закона с целью его реализации»88 Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов. Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. - М: Изд. группа ИНФРА*М - НОРМА, 1997 с.332, является важным фактором формирования правовой культуры общества. Качество правоприменительной деятельности зависит от структуры государственного аппарата, порядка взаимоотношений его органов, а также от профессионализма и культуры правоприменителя. Заметим, что совершенствование структуры нужно начинать с повышения авторитета суда, укрепления гарантий его независимости, внедрения новых принципов деятельности правоприменительных органов, кардинального возвышения третьей ветви власти в России -- правосудия.

Профессор Корельский обозначил ещё один, высший на его взгляд, уровень правовой культуры -- уровень развития всей системы юридических актов, «т.е. текстов документов, в которых выражается и закрепляется право данного общества»99 там же. Закон должен быть непротиворечивым, понятным для населения, по возможности кратким и обязательно опубликован в доступном для населения источнике. Система законодательства, основой которой является конституция государства, имеет большое значение для оценки правовой культуры общества. На основе её анализа можно сделать вывод об уровне развития не только правовой культуры общества, но и всей его культуры в целом. Укажем важную правовую тонкость, понимание которой повышает нашу правовую культуру. Правовые нормы, законы могут устареть (частично или полностью), отстать от требований жизни. Поэтому законодательство постоянно совершенствуется (заметим, не изменяется коренным образом). И «пока нормы не преобразованы, они всё равно остаются законами, обязательными для исполнения. Совершенно недопустимо в этих случаях пытаться решать дела, ссылаясь на «совесть», «полезность», «практическую целесообразность и т. д.»110 Никитин А.Ф. «Что такое правовая культура» М. Просвещение, 1988 с.400. Нарушение закона никогда не бывает целесообразным.

На данном уровне правовой культуры существует масса проблем, рассматриваемых законодательством. По настоящему культурный в правовом отношении человек не должен быть слепым фанатиком права. Он должен видеть его недостатки, как излишний формализм и другие, но это не означает, что он имеет права сам осуществлять толкование закона, которое приводит к его нарушению.

Все уровни взаимосвязаны и взаимообусловлены между собой. Правовые акты и другие тексты правового характера, подкреплённые научными знаниями, используют в своей работе лица, занимающиеся правовой деятельностью.

Они доводят их до сведения основной массы людей, которыев свою очередь соблюдают юридическую обязанность и используют субъективные права.

Структуру правовой культуры личности можно разбить также на такие элементы, как:

психологический (правовая психология)

идеологический (правовая идеология)

поведенческий (юридически значимое поведение).

Но как отмечает А.П. Семитко Семитко А.П. Теория государства и права [Текст] / А.П. Семитко; под ред. В. М. Карельского. - М 1997. -331 с., «Выделение структурных элементов правовой культуры достаточно условно, так как нет правовой деятельности, осуществляемой отдельно от правового сознания, правосознание может появиться лишь в правовой деятельности и ее результатах - правовых актах» Правовая культура личности означает правовую образованность человека. Включая правосознание, умение и навыки пользоваться правом, подчинение своего поведения требованиям юридических норм. Говоря о функциях правовой культуры, мы можем выделить такие функции, как познавательно - преобразовательная, регулятивная, коммуникативная (связь), ценностно-нормативная и прогностическая.

Познавательно-преобразовательная функция связана с теоретической и организационной деятельностью по формированию правового государства и гражданского общества.

Ценностно-нормативная функция правовой культуры выражается с помощью системы аксиологических характеристик. Она проявляется в разнообразных фактах, которые приобретают ценностное значение, отражаясь в сознании действующих индивидов и человеческих поступках, социальных институтах. Исходя из этого, правовые нормы, другие составляющие правовой культуры общества выступают объектами оценки. Регулятивная функция направлена на обеспечение устойчиво-динамичного развития правовой системы и общества в целом.

Под коммуникативной функцией понимается установление связи между гражданами в правовой сфере (через общение в сфере права). Обеспечивая общение граждан в юридической сфере, она существует через это общение и влияет на него. Здесь имеется в виду не только непосредственное общение граждан в сфере действия права, но и косвенное «общение» с лицами, принадлежащими к прошлым поколениям, или с нашими современниками, с которыми мы незнакомы, или которые отделены от нас расстоянием и временем.

Такое общение опосредуется юридическими произведениями и сегодня значительно расширяется в связи с совершенствованием средств массовой информации. Правовое общение выступает как форма меж субъектных взаимодействий свободных и уникальных личностей в сфере права. Правовая культура призвана аккумулировать в себе прогрессивные достижения всех типов правовых культур как нынешних, так и прошлых эпох.

Прогностическая функция охватывает правотворчество и реализацию права, обеспечение правомерного поведения граждан, их социальной активности, включает анализ тенденций, характерных для всей правовой системы. В настоящее время элементы научного прогнозирования и планомерности, например в законодательной деятельности, усиливаются, хотя логика и последовательность разработки и принятия законодательных актов еще оставляют желать лучшего.

Истинная функция предвидения в правовой области заключается не только в определении наиболее подходящих средств для достижения культурных правовых целей, но и в предсказании возможных последствий, объяснении необходимости возникновения новых правовых ценностей.

Профессор В.В.Лазарев в своих работах по правовой культуре отмечает невозможность сделать каждого гражданина юристом, «Но, пишет Лазарев, - преодолеть юридическую безграмотность и правовой нигилизм - это одно из условий развития правовой культуры» В.В.Лазарев. Общая теория права и государства. - М., 2000. -С.488.

В этой связи хочется привести и высказывание известного русского философа И.А. Ильина: «народ, не знающий законов своей страны, ведет вне правовую жизнь, или довольствуется....неустойчивыми зачатками права. Народу необходимо и достойно знать законы, это входит в состав правовой жизни, по этому нам и опасен такой порядок, при котором народу недоступно знание права. Человеку, как существу духовному, невозможно жить на земле вне права..» И.А. Ильин. О сущности правосознания. - М., 1993. -С. 23-24. Правовая культура взаимодействует с другими сферами общественной культуры: политической, нравственной, религиозной, эстетической и т.д. при этом, в специфическом содержании правовой культуры обязательно проявляются черты и особенности, свойственные как господствующей культуре данного общества, так и отдельным ее областям.

По мнению профессора В.В.Лазарева «обеспечение максимального взаимного соответствия между всеми элементами правовой культуры - магистральная линия укрепления в обществе законности и правопорядка».

Таким образом, можно сделать вывод, что единого подхода к трактовке категории «правовая культура и ее структурных компонентов, содержания, функций не существует, в силу того, что понятие правовой культуры многогранно. Под правовой культурой мы будем понимать -- качество правовой жизни общества и степень гарантированности государством и обществом прав и свобод человека, а также знание, понимание и соблюдение права каждым отдельным членом общества». Структура правовой культуры включает следующие компоненты: нравственные взгляды, убеждения, правовая деятельность, научные знания о сущности, характере и взаимодействии правовых явлений вообще, всего механизма правового регулирования. Также правовая культура выполняет различные функции, которые были перечислены выше. Хотелось бы отметить, что в основном школьники с девиантным поведением имеют, как правило, довольно низкий уровень нравственно-правовой культуры, но конкретно об этой проблеме мы расскажем в следующей главе.