logo
Анализ особенностей взаимодействия школы и семьи в современных условиях

ВВЕДЕНИЕ

Новое время диктует новые требования к воспитанию подрастающего поколения. Школа как авторитарное явление теряет свою актуальность. Ей как социальному институту приходится приспосабливаться в новых социальных реалиях, искать новые пути и формы взаимодействия с другими социальными институтами, такими как, например, семья. Сближение школы и семьи повышает эффективность воспитания подрастающего поколения. Школа, несомненно, является одним из самых активных субъектов по воспитанию и обучению детей. Эффективность ее работы несомненна, влияние ее на подрастающее поколение в плане личностного его становления очевидна. Однако если школа затронет еще один немаловажный аспект педагогической деятельности, как повышение воспитательного потенциала семьи, то эффективность воспитательной деятельности совместно школы и семьи многократно возрастет.

Эта сторона педагогической деятельности представляет для меня непосредственный интерес. И так как в данное время к этому аспекту педагогической деятельности возрастает интерес, а значит и возрастает актуальность, которую в настоящее время подчеркивают видные представители педагогической науки, такие как В. В. Чечет, И. Ф. Харламов, Т. П. Елисеева и другие. В частности, В. В. Чечет в своей работе «Педагогика семейного воспитания» подчеркивает необходимость повышения воспитательного потенциала семьи через повышение педагогической культуры родителей. Т. П. Елисеева в своей статье «Особенности взаимодействия школы и семьи в современных условиях» говорит о современных формах взаимодействия педагогов и родителей, о необходимости повышения их педагогической культуры, И. Ф. Харламов также говорит о необходимости повышения педагогической культуры родителей, что будет способствовать объединению воспитательных усилий семьи и школы.

На государственном уровне данный вопрос нашел свое отражение в таких нормативных документах, как Закон Республики Беларусь «Об общем среднем образовании» (2006), Концепция и Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодёжи в Республики Беларусь на 2006-2010гг. В них уделено внимание организации надлежащего обращения с детьми со стороны педагогических работников, родителей и социального окружения; предупреждения социального сиротства, противоправного поведения вредных привычек; формирования здорового образа жизни учащихся; сделан особый акцент на воспитании ответственного семьянина.

И поэтому целью моей курсовой работы стало выяснить, каким образом наша белорусская школа в современных постоянно меняющихся условиях осуществляет повышение воспитательного потенциала семьи. Осуществление данной цели стало возможно через постановку следующих задач:

1. Определить теоретические основы взаимодействия школы и семьи;

2. Изучить пути и способы повышения воспитательного потенциала семьи;

3. Изучить опыт работы школы в данном направлении.

Объектом исследования в нашей работе является воспитательный потенциал семьи, предметом - работа школы над повышением воспитательного потенциала семьи. Гипотеза работы - успешность воспитания детей зависит не только от воспитательного потенциала школы, но и от воспитательного потенциала семьи. И чем успешнее работа школы в направлении повышения воспитательного потенциала семьи, тем выше эффективность воспитания подрастающего поколения. Более полному изучению темы моей работы способствовало использование следующих методов: теоретический анализ педагогической литературы, анализ нормативных документов, построение гипотезы, изучение педагогического опыта.

При использовании названных методов научно-педагогического исследования мы раскрыли основные вопросы данной работы, изучили работу школы над повышением воспитательного потенциала семьи, отметили пути повышения воспитательного потенциала семьи.