2.1 Сущность педагогического мастерства
Воплощение педагогического искусства в жизнь невозможно без овладения воспитателем педагогическим мастерством, техникой и технологией педагогического действия. Мастерство материализуется в умениях и навыках, через овладение способами и приемами педагогического труда. Они становятся неотъемлемой частью привычного педагогического сознания, отработанными привычными действиями, гарантирующими положительный результат в воспитании и обучении детей. Стремясь к мастерству, педагог практически отрабатывает навыки организации, общения, отношения и взаимодействия с детьми. Совершенствование мастерства требует от воспитателя сознательного контроля за своими психическими состояниями, поступками, тщательного анализа событий, развития педагогической интуиции, умения быстро оценивать ситуацию, чувствовать состояние ребенка, принимать оперативные решения.
Педагог в процессе воспитания детей проявляет и реализует себя, по крайней мере, в трех сферах педагогической деятельности: в организационной, в сфере общения и взаимодействия с детьми и в воздействии на них. Поскольку каждый из этих видов педагогической деятельности имеет свою специфику, педагогическое мастерство приобретает определенное своеобразие.
Рассмотрим, прежде всего, особенные черты мастерства организации детской жизни. В деятельности учителя, директора школы, классного руководителя, организатора внешкольной и внеклассной воспитательной работы приходится постоянно сталкиваться с организационными проблемами. Для того чтобы содержание совместной, педагогов и детей, деятельности воплотилось в жизнь и были достигнуты эффективные результаты, необходима четкая организация урока, классного часа, производительного труда, экскурсий, собраний, походов. Педагогическая организация начинается с общего замысла, общего представления о целях, содержании, путях исполнения задуманного дела и его предполагаемых результатах. Учитель в своем воображении заранее «проигрывает», «прокручивает» сценарий урока: классный руководитель предвидит основные события, прогнозирует неожиданные повороты во время классных часов, собраний, исполнения трудовых дел. Словом, для того, чтобы педагогическая организация содержания детской деятельности была успешной, педагогу заранее необходимо иметь в своем сознании образ, своеобразную идеальную модель ее реализации. Модель вбирает в себя всю совокупности представлений и понятий о цели, содержании, форме, методах и приемах организации, о самодеятельности и самоорганизации детей, их возможных реакциях, действиях и противодействиях [2].
- Введение
- 1. Педагогическое искусство
- 1.1 Сущность педагогического искусства
- 1.2 Основные компоненты педагогического искусства
- 1.2.1 Система целей, ориентиров и стимулов
- 1.2.2 Межпредметная связь со смежными науками
- 1.2.3 Этико-эстетические принципы организации взаимоотношений с детьми
- 1.2.4 Социальные характеристики учащихся и взаимоотношения школьников
- 1.2.5 Сценическое искусство
- 2. Педагогическое мастерство
- 2.1 Сущность педагогического мастерства
- 2.2 Сферы проявления педагогического мастерства
- 2.2.1 Учебно - организационная сфера
- 2.2.2 Сфера общения
- 2.2.3 Воздействие, взаимодействие, стимулирование и торможение деятельности школьников
- Заключение
- 4. Педагогический профессионализм, этапы его становления
- 41. Учитель в школе, его профессиональная пригодность и профессионализм
- Проявление профессионализма и мастерства учителя в решении педагогических задач
- Сущность педагогического профессионализма, уровни и этапы его становления.
- 9. Педагогический профессионализм и этапы его становления
- 45. Методич. Работа в школе и повышение профессионализма учителей.
- Учитель в школе, его профессиональная пригодность и профессионализм
- 4. Педагогический профессионализм, этапы его становления